Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция: Межвузовский сборник научных трудов, страница 27

В имеющихся исследованиях мотивационной готовности де­тей к школе выводы делаются преимущественно на основании беседы с детьми (2, 8, 12, 15). Такой подход представляется нам не вполне адекватным, так как в возрасте 6—7 лет дети еще не обладают достаточно развитой рефлексией, чтобы осо­знать свое истинное отношение к школе. Нередко в ходе бесед они просто повторяют то, что слышали от взрослых, либо ру­ководствуются фрагментарными представлениями о школе, не отражающими связанных с ней познавательных возможностей. Поэтому перед нами встала задача разработать объективную

Стр. 44

методику, позволяющую выявлять детей 6-летнего возраста с доминированием познавательной направленности.

В основу методики было положено предпочтение ребенком одного из двух видов деятельности, которые при прочих рав­ных условиях либо включали, либо не включали решение по­знавательной задачи.

Принцип предпочтения одного из предложенных видов дея­тельности широко применяется при изучении мотивационных процессов у детей и взрослых. Так, в исследованиях А. К. Мар­ковой и ее сотрудников (19) этот принцип использовался с целью выявления учебно-познавательных мотивов у школьни­ков. Ребенку давалось несколько задач «на способ» и «на ре­зультат» и предлагалось выбрать те, которые представлялись ему наиболее интересными. Однако подобный выбор был ори­ентирован на детей, овладевающих начальными формами учеб­ной деятельности.

Поскольку мы имели дело с детьми 6-летнего возраста, еще не имеющими представления об учебной деятельности, нам было необходимо подобрать задачи, выбор которых ребенком мог бы свидетельствовать о наличии у него общей познаватель­ной направленности, и задачи, не имеющие познавательного содержания. В подборе таких задач мы исходили из сложив­шегося в психологической науке различия деятельности с за­кономерным и случайным исходом (1). Изучение деятельно­сти со случайным исходом основывается па использовании «шансовых» задач, в которых результат решения не зависит от каких бы то ни было знаний, умений, способностей испыту­емого; для изучения же деятельности с закономерным исхо­дом применяются задачи, предъявляющие известные требова­ния к тем или иным качествам или возможностям испытуемо­го. Для целей, поставленных в нашей работе, мы сочли целе­сообразным предложить детям выбор между шансовыми за­дачами и задачами с познавательным содержанием. При этом и те и другие должны были быть достаточно просты, вполне доступны детям 6-летнего возраста, а различия между ними, т. е. наличие или отсутствие познавательного содержания, должно было быть для детей вполне очевидным. Учитывая, что у детей 6-летнего возраста ведущим видом деятельности является игра, и именно игровые формы предъявления зада­ний наиболее привлекательны для них, мы разработали два вида игровых задач, соответствующих обозначенным выше тре­бованиям.

Ребенку предлагалось выбрать игру с познавательным со­держанием или шансовую игру. В игре с познавательным со­держанием все зависело от знаний ребенка, в шансовой — от стечения обстоятельств. В качестве игры с познавательным со­держанием была выбрана элоктровикторина, шансовой — игра типа «гусек» («Путешествие Синбада-Морехода»). При оформ-

Стр. 45

лении игр прежде всего необходимо было уравнять в обеих иг­рах все переменные, кроме случайности и закономерности ре­зультата. С этой целью обе игры были сделаны одинаково внешне привлекательными и яркими.  Ребенку разрешалось предварительно рассматривать их, чтобы уменьшить возмож­ность случайности выбора.