Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция: Межвузовский сборник научных трудов, страница 76

—  анализ взаимоотношений между членами семьи, их воз­можной совместной деятельности.

Ожидается, что дети, чувствующие эмоциональное благопо­лучие в семье, будут рисовать всех членов семьи. По данным Хоментаускаса (19), 85% детей 6—8 лет нормального интел­лекта изображают в рисунке всех реальных членов своей семьи. Дети, испытывающие недостаток понимания, эмоцио­нального тепла, внимания к себе, могут включать в нее несу­ществующих братьев, сестер и других возможных родственни­ков и знакомых, не проживающих с семьей, а также несущест­вующих собак и кошек. В то же время ребенок, испытываю­щий ревность, конкуренцию по отношению к младшим брать­ям и сестрам, получающим, как правило, больше родительско­го внимания, может не изобразить их на рисунке, объясняя

Стр. 124

тем, что забыл нарисовать, или этот человек не поместился на листе и т. п. Дети могут не нарисовать того человека, к кото­рому чувствуют враждебность или обиду.

Чувство одиночества, отверженности, тревоги, травматиче­ские переживания, связанные с семьей, могут проявиться в от­казе выполнять задание, в изображении пустой комнаты с ме­белью или заменой реальных членов семьи куклами или зве­рями, наделенными теми же чертами характера.

Взаимное расположение членов семьи позволяет продиагностировать эмоциональные отношения в семье. Как правило, в семье с хорошим эмоциональным контактом между ее чле­нами все они расположены близко друг к другу, взявшись за руки или занятые общим делом (например, вся семья за обе­денным столом). Чувство изолированности, низкий уровень эмоциональных связей, отсутствие контакта выражаются в больших расстояниях между персонажами рисунка, располо­жении их в разных комнатах, разделении их какими-либо предметами (мебель, дерево, игрушка) или, в случае более выраженного негативизма или страха угрозы, отделении их вертикальной чертой, сгибом листа или изображении на об­ратной стороне листа. В рисунке может выявиться и наличие микрогрупп в семье, коалиций (например, мать и дочь, отец и сын).

Хоментаускасом было выявлено, что чувство подавленно­сти, одиночества, потребность в безопасности, любви могут быть связаны с изображением в рисунке туч, дождя, солнца, лампы, расположением членов семьи на линии основания.

При анализе особенностей нарисованных фигур следует обращать внимание на относительные размеры фигур и их соответствие реальному соотношению Например, доминирующая в семье мать или бабушка могут быть намного больше по раз­мерам, чем отец Эгоцентризм ребенка может проявиться в больших размерах собственной фигуры, большей, например, чем старший брат.

Для исследования выразительных средств, используемых при рисовании членов семьи, Хоментаускас просил детей изо­бразить «самого любимого человека», «самого нелюбимого», «самого сильного» и «самого слабого» Полученные им данные позволили сделать вывод, что «сильные» рисуются большими по размеру, у них часто подняты руки и есть предметы в ру­ках. «Любимый» по сравнению с «нелюбимым» больше по размерам, расположен ближе к краю листа, более детально на­рисован, более декорирован, раскрашен в большее количество цветов (19).

Эмоциональная неприязнь выражается в более схематич­ном изображении фигуры, использовании темных, мрачных цветов при раскрашивании, сильного нажима или штриховки, похожей на зачеркивание фигуры.

Стр. 125

Идентификация автора с каким либо членом семьи выра­жается через одинаковый цвет или форму одежды, наличие одинаковых деталей (пуговицы, карманы, бантики).

Общая цветовая гамма рисунка и раскрашивание отдель­ных персонажей может интерпретироваться с учетом цветовой символики, разработанной М. Люшером (25). Для здоровых, благополучных детей характерна теплая цветовая гамма. Де­ти из конфликтных семей раскрашивают свои рисунки в тем­ные цвета с преобладанием темно-синего, коричневого и чер­ного.