Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция: Межвузовский сборник научных трудов, страница 14

Психокорректор предложил Михаилу сесть в кресло и, вы­слушав его лаконичное сообщение, сказал следующее: «Ваше сознание слишком перегружено переживаниями. Поэтому я буду беседовать не только с вашим сознанием, но и с бессозна­тельной сферой, которая до сих пор является не подвластной вашему сознанию. В то же время ваше бессознательное оказы­вает неподвластное вашему сознанию влияние на ваше 'созна­ние, которое, не осознавая это влияние, принимает его как проявление сознания, которое, принимая это обстоятельство во внимание, может не воспринимать обращение к бессозна­тельной сфере и быть в момент обращения не осознающим, когда бессознательное воспринимает свою информацию. Чтобы сознанию в этот момент было легче не осознавать информацию для бессознательной сферы, лучше закрыть глаза». Михаил сразу же закрыл глаза и сидел прямо с поднятой головой. Он закрывал глаза еще во время произнесения психокорректором монолога (который передается в значительном сокращении), затем делал усилия, как бы «стряхивая» дремоту, и открывал глаза.

Стр. 23

Как только последовала инструкция «закрыть глаза», пси­хокорректор взял правую руку Михаила и начал вращать ее таким же образом, как в выше описанном случае. Но реакция при этом была другая. Михаил помогал манипулированию, иногда предвосхищая направления движения. Манипуляции с рукой постепенно вывели ее в позицию максимального вы­прямления над головой. Они сопровождались поглаживанием. В такой позиции рука Михаила удерживалась без видимых усилий с его стороны. Корректор сложил пальцы поднятой ру­ки в кулак и некоторое время удерживал их в таком положе­нии. В этот момент голова Михаила слегка склонилась на бок. Лицо приняло более сонное выражение. Корректор выпрямил пальцы и установил открытую кисть Михаила перед ним. Го­лова его еще больше наклонилась. Частота пульса несколько снизилась. На лице появилось выражение глубокого утомле­ния. Цвет лица приобрел бледно-серый оттенок. Появился пер­вый глубокий вдох. Корректор осторожно и мягко опустил ру­ку Михаила на его колено и совершил мягкое, но довольно энергичное рукопожатие. Голова Михаила опустилась еще ни­же, подбородок коснулся грудной клетки. Психокорректор по­ложил ладонь Михаила на свое плечо и свою ладонь на его плечо. Он второй раз глубоко вздохнул. С этого момента его дыхание становилось постепенно все более ритмичным. Психо­корректор тихо объявил: «Теперь я поговорю с вашей бессо­знательной сферой на языке цифр», и после этого начинал счет в ритме дыхания до 25, постепенно редуцируя слова «двадцать пять» в слово «спать», произносимое в том же рит­ме. Михаил погрузился в сон. Спустя 15 минут корректор по­просил открыть глаза. Михаил открыл их, с удивлением осмо­трелся и, наконец, сказал: «Спасибо, мы хорошо поработали». Спустя восемь дней он пришел к нам для того, чтобы сказать, что с тем, с чем он не мог справиться сам, теперь он справля­ется, и это ему удается все легче и легче.

Прокомментируем этот случай. По-видимому, нет сомнений в том, что на сей раз психотравмирующая ситуация затронула скорее не механизмы регрессии, а психологическую защиту по типу мобилизации сильных сторон личности. Однако такая мобилизация неизбежно связывается с повышением общей на­пряженности, что само по себе сопряжено с риском сверхза­трат энергетических возможностей личности. В описываемом случае мы, скорее всего, наблюдали попытку «героической компенсации», превышающей наличные личностные ресурсы (глубинный механизм такой попытки заслуживает более по­дробного разбора, что также выходит за рамки данной статьи). В самом общем представлении корректор попытался подкре­пить самостоятельные попытки компенсации с помощью суг­гестии. Волнообразное манипулирование с поглаживанием со­четалось с активным сотрудничеством пациента. Начало кор-

Стр. 24