Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция: Межвузовский сборник научных трудов, страница 75

3. Отдельные детали изображения имеют символический смысл с точки зрения ортодоксального психоанализа.

Несмотря на сложности, связанные с валидизацией рису­ночных методик, Г. Т. Хоментаускас отмечает, что большая популярность и практическая ценность методики «Рисунок человека» и ее модификаций свидетельствует об адекватности предложенного подхода к интерпретации (18).

Рисуночные методики применяются и для определения об­щего интеллектуального уровня развития детей.

Наиболее известным среди них является тест Ф. Гудинаф «Нарисуй человека» (1, т. 1). Испытуемого просят изобразить мужчину и сделать это как можно лучше. В указанном вари­анте тест применялся с 1926 по 1963 г. В 1963 г. тест был переработан и опубликован под названием тест Гудинаф — Харриса «Рисование». Испытуемого просили нарисовать жен­щину и свой портрет. Тесты рассчитаны на детей от 5 до 15 лет.

Оценка по тестам давалась на основе того, какие части те­ла и детали одежды изобразил ребенок, учитывает ли он про­порции, перспективу и другие особенности. При обработке анализируется свыше 70 элементов.

В Институте дошкольного воспитания АНН СССР в 1971 г. было проведено массовое обследование детей 6 лот по методи­ке Гудинаф. В эксперименте участвовало более 1500 детей, воспитывавшихся в детских садах и дома. Оказалось, что боль­шинство рисунков получили высшую оценку, предусмотрен­ную этим тестом. Исследователи считают, что изобразительная деятельность детей во многом определяется условиями воспи­тания и обучения ребенка. Нашими детьми на занятиях рисо­вания хорошо были усвоены определенные графические образ­цы. В результате выяснилось, что в этом случае тосты Гуди­наф уже «не работают» (10, с. 166).

Связь между умственным развитием ребенка и уровнем изобразительной деятельности отмечается многими советски­ми исследователями (10, 11, 14, 20). Однако В. С. Мухина выступает против установления прямой зависимости между ка­чеством рисунка и уровнем интеллекта нормальных детей, оп­равдывая рисуночную диагностику только в сочетании с кли­ническими данными (10).

В. С. Мухина проводила сравнительный анализ рисунков здоровых и умственно отсталых детей. Ею были получены сле­дующие результаты.

Умственно отсталые дети на первом этапе доизобразительной деятельности не проявляют интереса к рисованию кара-

Стр. 123

кулей. При рисовании простейших образцов, подражая взрослому в последовательности действий, умственно отсталый ре­бенок не может уловить смысловую нагрузку рисунка. Часто такие дети копируют отдельные линии образца, не объединяя их в целостное изображение.

Одной из самых популярных рисуночных методик как у нас в стране, так и за рубежом является «Рисунок семьи» (4, 8, 10, 12, 17, 18, 19).

Эта методика широко используется в практике семейного консультирования, школьной психодиагностики, так как позволяет увидеть семью глазами ребенка, выявить особенности взаимоотношений членов семьи, а также возможные конфликтогенные зоны переживаний.

В нашей стране работа по проверке валидности этой мето­дики была проведена Г. Т. Хоментаускасом (19). Выполнен­ное исследование позволило обосновать эту методикукак«процедуру, отражающую в первую очередь переживания и восприятие ребенком своего места в семье, отношение ребенка к семье в целом и отдельным ее членам» (13, с 209).

Методика может применяться с детьми в возрасте от 5 до 15 лет. Ребенку дают бумагу, простой и цветные карандаши, ластик и просят нарисовать свою семью. Время работы не ог­раничивается. Экспериментатор фиксирует особенности пове­дения ребенка в процессе рисования, его реплики, паузы, по­следовательность рисования фигур, возможные исправления. Интерпретация включает в себя анализ структуры рисунка, толкование особенностей нарисованных фигур, анализ процесса рисования, а также сопоставление рисунка с данными, слученными при последующем его обсуждении с ребенком (13, 19).

Анализ структуры и содержания рисунка включает в себя:

— анализ соответствия состава реальной и изображаемой семьи;

—  расположение членов семьи;