Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция: Межвузовский сборник научных трудов, страница 22

1. Экспресс-трапия детских страхов. Основным приемом в этих случаях было рисование страха и последующее уничто­жение рисунка (вариант: терапевт забирает рисунок себе). Сразу отметим, что, несмотря на действенность этого приема и в случае реальных, и в случае невротических страхов, его эффект можно считать относительно достаточным лишь в от­ношении первых. Невротические страхи психологически го­раздо сложнее и при устранении конкретной образной отнесенности не исключена возможность рецидивов (возможно, в иных формах) при условии сохранения постоянной травмиру­ющей ситуации. В связи с этим случаи, отнесенные нами к ка­тегории невротических страхов, требуют пролонгированного наблюдения и постоянных терапевтических процедур, воз­можности чего мы не имели. Но, повторяем, экспресс-терапев­тический эффект наблюдался и в этих случаях.

Перед началом рисования проводилась беседа, в ходе кото­рой выяснялась возможность рациональной терапии. В силу индивидуальных особенностей и состояния детей она была очень ограничена, однако мы старались дать понять детям, что они боятся не столько чего-то конкретного, сколько самого со­стояния страха, и именно это мешает им засыпать, находиться

* На предложение нарисовать несуществующее животное дети ли­бо отвечали отказом (в большинстве случае), либо, соглашаясь, в реальности воспроизводили известные им образы мультфильмов, что интерпретировалось нами как снижение продуктивности.

Стр. 36

одним в доме и т. п. Ребенку говорили, что он сильнее своего страха и может победить его.

Вслед за этим, при демонстрации полной убежденности те­рапевта в успехе, ребенку говорили примерно следующее: «Мы начинаем борьбу с твоим страхом. Покажи мне — какой он? Нарисуй его».

Рисунки были трех типов. В случае реальных страхов зем­летрясения рисовался, как правило, рушащийся дом.

Невротическим страхам соответствовал рисунок (пластили­новое изображение) фантастического существа (черта, малень­кого косматого человечка и др.) или агрессора (бандит, маль­чишка с ножом, сумасшедшая).

В случае неопределенности страхов задавали вопросы: «Ка­кой твой страх — большой или маленький? Высокий или низ­кий? Темный или светлый?» и др. Ответы помогали ребенку начать рисунок, который в ходе рисования дополнялся новыми деталями (как правило, лапы-щупальца, большие глаза с вы­раженными зрачками либо, напротив, затемненными полностью склерами).

Считается, что сам факт изображения страха действует на ребенка как терапевтически десенсибилизирующий фактор [2]. Выполняя рисунок, ребенок преодолевает внутреннее на­пряжение, страх страха (фобофобию) и, выступая в роли твор­ца, управляющего композицией и характером изображения, тем самым субъективно оказывается более сильным, чем то, что противостоит ему в этом образе.

Следующий шаг в большинстве случаев заключался в унич­тожении ребенком рисунка в сочетании с легким суггестивным воздействием. Если ребенок демонстрировал повышенную эмо­циональную сензитивность, уничтожение заменялось более мягкой процедурой — психолог забирал рисунок себе, как бы уводя от ребенка страх, сопровождая это соответствующими словами.

В некоторых случаях эффективной оказалась процедура, при которой ребенок видоизменяет свой рисунок, например, рядом с нарисованным «страшным» человечком рисует его же, но нестрашного.

После этого ребенку объяснялось, что в случае возвращения страха нужно быстро нарисовать и разорвать рисунок, а луч­ше — представить «в уме», как его рисуют и разрывают. Тем самым ребенку давался конкретный способ поведения при пе­реживании страха, что субъективно очень важно, так как сни­мает ситуацию неопределенности при ожидании и бессилия при «приходе» страха. Ни в коем случае не следует говорить ребенку, что после первого сеанса страх уйдет навсегда — в противном случае при первом же рецидиве травма может пе­реживаться как еще более острая, что затруднит терапию, не говоря уже о потере доверия к терапевту со стороны ребенка.

Стр. 37