Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция: Межвузовский сборник научных трудов, страница 4

Психологи использовали разнообразные методы для оказа­ния помощи детям через рисование, игры, контактную сугге­стивную релаксацию, внушение и др.

В Арменпресс 13 декабря 1988 г. по телетайпу поступило описание психо-коррекционного метода Р. Баттеруорта, кото­рый был апробирован после землетрясений в Калифорнии, Италии, Югославии и Мехико. Лечение сейсмофобии состоит из серии мер, имитирующих землетрясение. Практикуется так называемая игровая терапия. Вместе с психокорректором де­ти отроят город из игрушечных зданий, а затем имитируют

Стр. 7

землетрясение. В тренинге используются куклы, которые вы­ступают в роли жертв. Дети проигрывают пережитые ими си­туации землетрясения, что должно облегчить их состояние. Р. Баттеруорт показал, что после землетрясения в Калифор­нии дети, с которыми играли в «город, который подвергается землетрясению», быстро оправились. Московские психологи совместно с коллегами из Армении включили модификацию метода игры в землетрясение в коррекционную работу в г. Ереване и п/л «Звенигородка».

При работе в этих пунктах мною были опробированы как авторские нижеизложенные методы идентификационной кор­рекции личности.

Метод идентификации с игрушкой. Всем известна потреб­ность ребенка в игрушке, особенно в кукле или мягкой зве­рушке. Правильно подобранная игрушка (см.: В. С. Мухина. Игрушка как средство психического развития ребенка // Вопросы психологии, 1988, № 2) вызывает у ребенка поло­жительные эмоции (бескорыстную доброжелательность, со­чувствие, сорадость и др.), поэтому она становится помощни­ком психолога и в психокоррекционной работе. Так как с раз­ных концов нашей страны и из-за рубежа игрушки поступа­ли в достаточном количестве, то в ряде случаев мы имели возможность предоставить каждому ребенку в группе других детей, находящихся далеко от близких и родных, право выб­рать ту игрушку, которая будет отныне принадлежать только ему одному *. Каждый выбирал свою 'игрушку, при всех да­вал ей имя, после чего все дети включались в предлагаемый им ритуал идентификации со своей игрушкой. Радость и оживление охватывали всех, независимо от возраста (7— 15 лет) и пола. В этих случаях не было отказа от игрушки или от исполнения ритуальных действий. Затем проводился сеанс суггестивной релаксации; в сюжет внушения входил ре­бенок и его игрушка. Многие дети при этом засыпали. После сеанса дети с сияющими глазами прижимали к себе свои иг­рушки, отмечалось доверие к психологу и радостное настрое­ние.

Максимальное количество детей, с которыми можно доста­точно успешно работать — 13—15.

Метод арттерапии. Любая денривация сказывается на структуре самосознания ребенка. В результате землетрясения и его последствий была установлена регрессия личностных образований у детей всех обсуждаемых (дошкольный, млад­ший и средний школьный) возрастов, особенно было блоки-

* Сама но себе ситуация, обеспечивающая право выбора, ставит человека в особую, значимую для него позицию предоставления воз­можности выбора игрушки, одежды, необходимых компонентов нор­мальной жизни, всякий раз позитивно изменяя состояние детей: они оживлялись, становились сосредоточеннее.

Стр. 8

ровано звено жизненной перспективы («Я буду»): дети боя­лись думать о будущем и боялись своего страха, связанного с будущим. Подростки и более старшие дети пытались обсуж­дать именно переживаемый сегодня страх.

Многие дети были лишены общения с близкими; окружаю­щие их взрослые, хотя и отвечали за их жизнь, но во многих случаях были новыми для них людьми. Для восстановления психического равновесия на основе открытых в психологии механизмов, дающих человеку уверенность и чувство психи­ческой защищенности, специально для армянских детей, по­страдавших от землетрясения, был разработан метод арттера­пии — идентификационная коррекция личности средствами народного искусства. Терапия (на тех же психологических основаниях) проводилась только на родном армянском языке. Главная цель арттерапии: возродить приглушенную катастро­фой и психической регрессией психологическую связь ребен­ка со своим народом; дать детям почувствовать, что они не са­ми по себе, а являются ценностью своей нации (о феномене национального «Мы» см.: В. С. Мухина. Проблемы генези­са личности. М., 1985).