Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция: Межвузовский сборник научных трудов, страница 95

У Вовы есть референтная группа — секция по занятиям самбо, там он успешно общается. В школе же он отстает в уче­бе, конфликтует с учительницей и одноклассниками, не имея при этом высокой мотивации достижения на этом поприще. В связи с хорошими отношениями с матерью он выполняет до­ма минимально необходимый для школы объем работ.

Если к описанным объективным признакам школьной дез­адаптации присоединяются признаки болезненного субъективного отношения к школьным обстоятельствам, речь идет о синдроме школьной дезадаптации в докомпенсированной фор­ме. Сюда, по сравнению с компенсированной формой, добав­ляются следующие признаки:

1. Есть субъективное ощущение неудовлетворенности школьными обстоятельствами. Ребенок в беседе говорит, что хотел бы учиться лучше, что он не доволен тем, как складывается его школьная жизнь. Это недовольство может выска­зываться прямо, но чаще можно наблюдать его косвенные признаки. Самый частый признак — высокий уровень мотива­ции достижения, проявляющийся в том, что ребенка расстра­ивают замечания учителя, для него отметки — большая цен­ность, к отличникам   уважительное отношение.

2. Есть отдельные невротические реакции, проявляющиеся наиболее ярко в школе или возникшие при поступлении в шко­лу.

Пример декомпенсированной формы синдрома школьной дезадаптации. К психологу обратилась женщина в связи с тем, что поведение ее сына Семы 7 лет резко изменилось с мо­мента поступления в школу. Он стал слезливым, обидчивым. Стали возникать странные приступы ярости, направленные на

Стр. 155

мать. Учится очень старательно, ему очень нравится его учи­тельница. На ее замечания реагирует болезненно, плачет в классе. В школе ведет себя замкнуто, боязливо, с ребятами не играет, хотя ходит в группу продленного дня.

Поведение ребенка во время патопсихологического обсле­дования — адекватное, ярко выражен мотив экспертизы, неус­пех заметно дезорганизует деятельность по тормозному типу. В контакт вступает легко. Сохраняется скандированная речь после занятий с логопедом, которые закончились более полу­года назад. Своеобразно прищуривает глаза — предвестник навязчивых движений.

Уровень развития ВПФ — норма. При исследовании лич­ности на первый план выступили: повышенный уровень тре­воги, низкая самооценка, высокий неустойчивый уровень при­тязаний, высокий уровень конформности. Так например, Се­ма — изначально левша, но рисует и пишет правой рукой. Специально его не переучивали, однако в детском саду в под­готовительной группе на занятиях рисованием воспитатель говорила стереотипную фразу, адресованную всей группе: «Де­ти, возьмите карандаш в правую руку». Несмотря на то, что Семе было очень неудобно, он ни разу не ослушался воспи­тателя.

Специально остановимся на некоторых признаках высокой школьной мотивации, проявившихся в патопсихологическом обследовании. При выполнении пиктограммы на слово «Пе­чаль» — Сема рисует плачущее лицо и объясняет так: «Когда наша Ирина Ивановна (школьная учительница) делает мне замечание, я печалюсь и плачу. Теперь-то я меньше, правда, стал плакать». Иллюстрируя слово .«счастье» — рисует тетрадь с пятеркой и объясняет: «Счастье — это когда я пятерку по­лучу». (Сеня еще ни разу не получил отличную отметку в тет­ради, так как очень грязно и некрасиво пишет, хотя и перепи­сывает домашние задание по нескольку, раз, чтобы было кра­сивее. В связи с тем, что он пишет правой рукой, у него на­клон букв не в нужную сторону.)

Основываясь на содержании жалоб матери и результатах патопсихологического обследования Семы Ч., психологический диагноз — школьная дезадаптация, декомпенсированная фор­ма. Случай интересен тем, что субъективные признаки школь­ной дезадаптации выражены в нем ярче, чем объективные. Это и понятно, так как Сема ходит в школу только 3 мес. Тем не менее есть признак — нарушенное общение с одно­классниками. Субъективный компонент, т. е. личная дестаби­лизация представлен очень ярко — появился специфический признак так называемый раздражительной слабости — слезли­вость, обидчивость. Накапливающееся напряжение выливается в приступы ярости, которые носят своего рода защитный ха­рактер — дренаж напряжения. Очень высок уровень мотива-