Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция: Межвузовский сборник научных трудов, страница 89

Заключение психолога-диагноста. Это заключение — пер­вый документ, который сопровождает ребенка, попавшего в психолого-психиатрический стационар для детей. Хочется от­метить, что из всей просмотренной литературы это заключе­ние наиболее подробное, по-видимому, в связи с тем, что оно приводится в учебном пособии для студентов. Обычно же можно встретить такое заключение: «Мальчик 4 лет 8 мес. на­правлен педиатром с подозрением на умственную отсталость. Проведен тест Стенфорд—Бине, 1—52. Психологический диаг­ноз — умственная отсталость».

Существует практика, согласно которой тестовое обследо­вание — единственный, необходимый и достаточный инстру­мент для постановки диагноза, даже в тех случаях, когда речь идет о нарушенных взаимоотношениях. Например (там же): «Девочка 8,5 лет, с трудностями поведения в семье. Ревнует родителей к младшему брату, ведет себя агрессивно. Исполь­зованные тесты — Секслер, 16 PF, 10—109 (норма)». Далее приводится заключение по тесту Каттелла: каждый фактор в его цифровом выражении, затем содержательное заключение: «Стабильный экстраверт, активный с высокой доминантностью». Родителям предложена «твердая, но ласковая про­грамма дисциплинирующих воздействий».

Стр. 145

Как видно, логика и композиция постановки психологиче­ского диагноза не указываются, а эталонами в данном случае служат нормативные данные тестов

Второй тип диагностического описания более формализо­ван. Он имеет вид своеобразной памятки психологу, указывающей на то, какую информацию нужно собрать, чтобы иметь возможность поставить диагноз. Например, таким образом организованы «Методические рекомендации по диагностике и коррекции задержки психического развития» (4). В качестве эталона приводятся клинические описания задержки психи­ческого развития, его разных видов, а затем предлагается кар­та, построенная следующим образом.

1. Анамнез:

а) семья и наследственность;

б) психические заболевания в семье;

в) семейно бытовые условия жизни ребенка;

г) характер взаимоотношений в семье;

д) особенности протекания беременностей.

2. Личный анамнез ребенка:

а) особенности протекания данной беременности и ро­дов;

б) особенности вскармливания;

в) перенесенные заболевания;

3. Сомато-психическое развитие до года.

а) перцептивные функции;

б) локомоторные функции;

в) динамика интеллектуального и эмоционального раз­вития.

Так же заполняются разделы «Сомато-психическое разви­тие до 3 лет», «От 3 до 7», «После 7 лет».

4. Интеллектуальное развитие, степень и характер подготовленности к школе:

а) уровень навыков чтения (письма, счета);

б) направленность интересов;

в) отношение к учебе (пассивная подчиняемость, отсут­ствие прилежности, негативизм);

г) характер неуспеваемости;

д) реакция на трудности в школе (активный отказ, не­вротические реакции, склонность к прогулам и т. п.).

5 Психическое состояние:

а) внешний вид;

б) дифференцированность, выразительность и адекват­ность мимики, движений, жестикуляции;

в) отношение к беседе,

г) ВПФ — внимание, память, мышление, нарушения мышления;

д) речь (темп, ритм, косность, модулированность),

е) запас слов;

Стр. 146

ж) эмоциональная сфера;

з) инстинкты и влечения,

и) установки в отношении себя, внешнего мира (кри­тичность, самооценка, уровень притязаний).

Так как в этих методических рекомендациях подробно опи­саны признаки задержки психического развития, то постановка диагноза не составляет труда — для этого достаточно ра­зыскать их в карте, которая заполняется согласно приведенно­му образцу.

Пример подробной схемы частной психолого-педагогиче­ской диагностики дает схема детерминант отставания в учебе, предложенная В. И. Войтко и Ю. З. Гильбухом (1). Они вы­деляют три уровня детерминации: педагогический, психологи­ческий и нейрофизиологический. Эти уровни могут проявлять­ся в двух сферах — внутриличностной и внеличностной. Все­го авторы выделяют пятнадцать причин отставания в учебе, проявляющихся на разных уровнях жизнедеятельности ребен­ка. Схема, представляющая взаимосвязь и взаимообусловлен­ность этих детерминат, дает исчерпывающую картину этиоло­гии и патогенеза разных видов отставания в учебе. Конечно, столь подробная диагностика возможна лишь в случае узкой, четко ограниченной задачи. Чем шире задачи, стоящие перед диагностикой, тем больше набор необходимых эталонов для распознавания, тем труднее учет привходящих факторов.