Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция: Межвузовский сборник научных трудов, страница 109

Надеясь на то, что регулярные занятия помогут детям лучше узнать себя, а учителям — ближе познакомиться с детьми и научиться понимать их, Мердок включила в занятия медитацией двадцать пять детей подготовительного класса на-

Стр. 177

чальной школы, с которыми она вела занятия как преподава­тель.

За неделю до начала занятии были проведены сеансы ме­дитации с администрацией школы и учителями, часть которых не только оценила эти упражнения, но пожелала заниматься медитацией со своими классами. Для родителей непривычное слово «медитация» было заменено словосочетанием «фокуси­рующие внимание упражнения».

Медитация начиналась с первого дня учебного года в 9 ч утра (а не в 8.45 по расписанию), чтобы не было опоздавших, нарушающих «тихое время». Занятия продолжались в течение всего учебного года. Интервал с 8 45 до 9 00 был заполнен зна­комством детей друг с другом и с классной комнатой, которая была большой, светлой в ней находились и живой уголок, и спортивные снаряды, и лингофонная аппаратура, и библио­тека.

На первом занятии в 9 часов утра верхний свет был вы­ключен, что служило сигналом к прекращению активной дея­тельности, тишине и вниманию. Обращаясь к детям, учитель­ница сказала, что наступило время всем вместе посидеть на коврике несколько минут и побыть в тишине, что время это так и называется «тихим временем».

«Я коротко рассказала им, — пишет автор, — что большую часть дня они будут играть, рисовать, строить, разговаривать фуг с другом, что почти все время они будут активны и толь­ко маленькую часть этого времени, всего несколько мгновений, оставаясь спокойными, они могут послушать себя. Я сказала им, что «тихое время» имеет большое значение для меня, что это важное дело, и я предлагаю им разделить его со мной».

Автор отмечает, что детям не сразу и не всегда все удава­лось, но они тем не менее очень старались, словно понимали важность и значимость этих упражнений.

После окончания занятий никто не стремился высказаться, поделиться своими впечатлениями.

Занятия длились весь учебный год, в течение которого Мердок была не просто инструктором-наблюдателем, а и участни­ком всех медитаций.

Первые медитации длились 3—5 мин; скоро выяснилось, что детям «тихое время» очень нравится, что они меняются, становясь более спокойными, заботливыми и внимательными друг к другу. Знакомясь с собой, они начали замечать окру­жающих.

Дети также вносили свои коррекции в процедуру занятий, предлагая говорить тише или заменять некоторые слова ин­струкции (так, например, им не нравилось слово «buttocks» — ягодицы).

В процессе занятий использовались различные виды меди­таций. Для развития внимания и более отчетливого восприя-

Стр. 178

гия применялась так называемая направленная медитация — «направленные образы». В статье Мердок приводятся приме­ры таких занятий с медитацией на круг и точку, на белый свет и волну, а также ответы детей, которые по мере накопле­ния медитативного опыта все охотнее и активнее делились по­сле окончания занятий своими ощущениями и впечатлениями. Особенно им нравилась медитация на круг и точку.

Автор отмечает, что по мере продвижения медитационного курса дети стали более внимательными на классных занятиям, демонстрируя способность удерживать внимание в течение продолжительного времени. Они научились также свободнее и увереннее рисовать красками их рисунки стали ярче, инте­реснее, некоторые из них походили на замысловатые мандалы*. Они с большей заботой, вниманием и любовью стали от носиться друг к другу. Замкнутые дети (особенно мальчики), которым в обычное время свойственны застенчивость и нераз­говорчивость, на занятиях медитацией преображались — ста­новились общительными и постепенно рассказывали о своих переживаниях, ощущениях и образах.

Сходные результаты получены К. Гэйлорд (34), которая указывает на пользу занятии медитацией как для преподавателей, так и для студентов. «Я обнаружила, — пишет она, — что после занятий медитацией ум мой стал яснее, я стала бо­лее энергичной и почувствовала себя гораздо счастливее. Более 100 моих студентов также изучали медитацию. Я часто ви­жу как рост их учебных успехов, так и развитие их личности. Они часто спрашивают меня, почему медитация но включена в обычный учебный план». По ее мнению занятия медитацией, в частности, система, разработанная Махариши, представляет собой простой, научно валидизированный метод интенсивного психологического развития личности во весу аспектах.