Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция: Межвузовский сборник научных трудов, страница 103

Общим для большинства зарубежных концепций является представление о трансформации тех или иных врожденных потребностей ребенка под давлением моральных норм. Такое понимание приводит к выводу о противопоставлении личности и общества, а моральное развитие рассматривается как «наси­лие» над ребенком. В этой позиции, характерной для большин­ства авторов, необходимо выделить и продуктивную идею о на­личии нравственных предпосылок в ходе социального науче­ния. Однако интерпретация полученных факторов получает одностороннее толкование.

В интеллектуалистическом направлении, теоретической и экспериментальной основой которого явились работы Ж. Пиа­же, моральное развитие рассматривается как процесс адапта­ции ребенка к требованиям социальной среды. Между интел­лектуальным развитием и развитием моральных чувств, соглас­но Ж. Пиаже, существует определенное соответствие. Ж. Пиа­же по существу говорит о параллельном развитии двух сфер развития, в основе и одного и другого лежит изменение одних и тех же фундаментальных образований схем поведения (схе­ма — способ реагирования субъекта по отношению к той или иной ситуации, постоянно воспроизводимой на другие ситуа­ции). Существуют схемы в отношении ребенка к людям, в ос­нове развития первых лежит деятельность ребенка с предме­тами, а вторых — отношения со сверстниками и взрослыми. С точки зрения сторонников интеллектуалистического направ­ления (Ж. Пиаже, Б. Вейнер, Р. Петере, X. Солштейн, М. Подд и др.) изменение моральных суждений есть результат посте­пенного созревания когнитивных структур. В работах Ж. Пиа­же м его школы по существу исследуется когнитивный аспект нравственного развития, к которому спонтанно иногда подклю­чается и эмоциональный; действенный остается за рамками исследования.

С точки зрения нравственного развития в теории психоана­лиза наиболее полно представлен механизм идентификации.

3. Фрейд выделяет потребности как ядро личности: ирра­циональное, врожденное, бессознательное либидо и агрессия, которые   имеют биологическое происхождение. Эти по­требности противоречат социализации, через  социальные

Стр. 168

табу закрываются, уходят в бессознательное. 3. Фрейд создает структурную теорию   личности через   соотно­шение трех компонентов: сознательное «Я», которое сужается, ограничивается; «Оно» — природное, то, что определяет раз­витие личности; «Сверх Я» — ценностные ориентации, идеоло­гия, которая присваивается личностью и контролирует ее. «Я» очень слабо по сравнению с «Оно», со «Сверх «Я» — без­защитно. «Я» — это внешняя оболочка «Оно», поэтому чув­ство «Я» — это ощущение человеком самого себя, по сущест­ву «Я» — это «Оно». Биологические потребности. «Оно» скры­вают «Я». «Я» — это замкнутая система. Развитие человека идет через идентификацию ребенка с родителем своего пола, она связывается у Фрейда с подавлением агрессии, сексуаль­ности и т. д.

Неофрейдизм представлен работами А. Адлера, К. Юнга, К. Хорни, Э. Саллтавена, Э. Фромма. Из современных француз­ских исследователей следует назвать Ж. Лакана и Э. Долго.

Теория психоанализа наиболее подробно исследовала эмо­циональный компонент развития. Представители этого на­правления отмечают ряд важных моментов генезиса мораль­ного развития, показаны отличия морального и произвольного поведения, 'неосознаваемый зачастую характер моральных ре­гуляторов, их переход :из внешних во внутренние.

Психоанализ показывает, что первоначально у ребенка су­ществуют отношение и поступки и лишь затем над этим фор­мируется когнитивный уровень, т. е. мораль. В целом мы мо­жем отметить, что внутри психоанализа отсутствует конкрет­ная теория формирования морального поведения ребенка.

В теории бихевиоризма проблема морального поведения разрабатывается рядом автором (X. Айзенк, А. Бандура, Б. Скиннер и т. д.).

В этих теориях не представлена специфика нравственного поведения, и по мнению его представителей оно принципиаль­но не отличается от других проявлений научения. Моральное поведение отождествляется с произвольным, неморальное — с непроизвольным. В основу закрепления морального поведе­ния заложены или поощрение, похвала, или подражание мо­дели.