Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция: Межвузовский сборник научных трудов, страница 108

Еще одна область исследований — это использование меди­тации для расширения интеллектуальных возможностей чело­века: развития умственных способностей, обострения восприя­тия, увеличения ясности 'и критичности мышления. Такие из­менения приводят к более продуктивной деятельности, к умень­шению числа ошибок в решении различных задач.

У лиц, занимающихся медитацией, исследователи отмеча­ют повышенный уровень креативности (29, 36, 37). Наряду с повышением креативности происходит изменение интеллек­туальных качеств. В работах (31, 32) показано, что способ­ность. к невербальному логическому рассуждению существен­но возрастает у лиц, занимающихся медитацией в течение года-полутора. Результаты этих исследований свидетельствуют о возрастании общих интеллектуальных способностей, кото­рые, как можно предположить, лежат в основе способности человека адаптироваться к новым жизненным ситуациям. Эбрамсом (26) получено улучшение показателей при провер­ке непосредственного и отороченного воспроизведения заучен­ного материала у медитаторов по сравнению с испытуемыми контрольной группы. Мискиман (27) показал, что такие ис­пытуемые быстрее осваивают двигательные задачи. Шектер (28) отмечает рост интеллектуальных качеств и креативно­сти измеряемых некоторыми личностными тестами, а Мак-Калум (29) — активизацию творческого мышления. В дру­гой работе Мискимана (30) показано, что улучшается спон­танная классификация вновь заучиваемого материала в так­сономические группы. Это означает, что у медитаторов разви­вается способность отделять общие свойства от самих предметов или явлений, а затем оперировать этими абстрактными категориями, что является основой логического мышления.

Стр. 176

В частности, свидетельством того, что в результате меди­тации возрастает креативность и интеллектуальная актив­ность, Орм-Джонсон считает тот факт, что у медитаторов по­вышается академическая успешность (мерой которой выбирается средний балл успеваемости). Это справедливо как для учащихся колледжа (38, 25), так и для студентов (32).

Среди работ этой тематики имеются лонгитюдинальные исследования, позволяющие проследить совершенствование интеллектуальных функций у лиц, занимающихся медита­цией. Например, в работах, посвященных исследованию ака­демической успешности, показан кумулятивный роют средней оценки на разных отрезках учебного процесса, что является убедительным свидетельством наличия причинной связи меж­ду медитацией и улучшением интеллектуальной деятельно­сти.

Интересно также отметить, что некоторые работы свиде­тельствуют о том, что эмоциональные и личностные характери­стики улучшаются одновременно с положительными измене­ниями когнитивных характеристик. Так, Тжоа (31) наряду с ростом интеллектуальных возможностей наблюдал уменьше­ние невротизма и соматических невротических проявлений. Кори и Хуфнагел (32) показали, что одновременно с увели­чением средней академической оценки испытуемых снижалась их тревожность, а Шектер установил, что параллельно с ро­стом креативности наблюдалось снижение тревожности и кон­формности испытуемых, подъем энергии, рост самооценки, а также повышался уровень их притязаний (28).

Хотелось 'бы подробнее остановиться на одной из немногих подробных и конкретных работ, описывающих опыт медита­тивных упражнений с детьми (33). Эти упражнения были на­правлены на обучение концентрации внимания, формирование способности к самопознанию, развитие позитивного самовосприятия, эмпатии и т. д. Автор статьи М. Мердок обратилась к медитации, почувствовав необходимость восстановления пси­хического баланса, нарушенного в результате сложных жиз­ненных обстоятельств. Обучившись концентрации и медитации и занимаясь каждый вечер в течение 6 мес., она почувствова­ла, как постепенно успокаивается, физическое состояние ее улучшается, изменяются ощущения и эмоции, появляется спо­собность внутреннего зрения. Тогда она решила перенести уп­ражнения в класс начальной школы, предварительно порабо­тав с небольшой группой детей шести и восьми лет, проводя с ними серию регулярных коротких медитаций перед сном.