Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция: Межвузовский сборник научных трудов, страница 90

Предметом описываемой в данной работе психологической диагностики ребенка без аномалий психического развития яв­ляется степень успешности его жизнедеятельности. Различа­ются три сферы жизнедеятельности ребенка  семья, школа (детский сад), круг сверстников. В соответствии с этим выде­ляются три психологических синдрома, включающие в себя комплекс признаков нарушенной неэффективной жизнедея­тельности — дезадаптации.

I. Синдром семейной дезадаптации

Описываются нарушения поведения ребенка в семье. Обыч­но этот психологический синдром скрывается за следующими жалобами родителей: «У нас нет контакта с ребенком, мы его не понимаем», «Наш ребенок неуправляем». В основе семей­ной дезадаптации находятся нарушенные взаимоотношения между ребенком и другими членами семьи. Свое проявление эти нарушенные взаимоотношения находят, в частности, и в характере жалоб. Типичной их чертой является неспособность родителей обосновать свои жалобы и проиллюстрировать их конкретными примерами детского поведения.

Пример диагностической беседы с матерью (в семье нет отца), приводящий к гипотезе о синдроме семейной дезадап­тации.

Стр. 147

«У меня сын Вова 11 лет. Плохо учится, не занимается спортом, не гуляет после школы, неорганизованный, безволь­ный, не может бороться с ожирением». (Сразу обращает на себя внимание обилие и разноплановость жалоб.) Запрос, та­ким образом, следующий: измените моего ребенка.

— Какие примеры вы могли бы привести?

— Отметки у него плохие — в основном тройки и четвер­ки. Придет из школы — сразу за книгу, вместо того, чтобы гулять. Не хочет записываться в спортивные кружки. Я при­хожу с работы, мы садимся ужинать — страшно смотреть, сколько он съедает.

— Как вам кажется, почему Вова так себя ведет?

— Не может ответить, так как не знает, почему мальчик не хочет заниматься спортом, почему не любит гулять. Отсут­ствие ответа — симптоматично, указывает на эгоцентризм ма­тери в восприятии ребенка, неспособность взглянуть на об­стоятельства жизни глазами сына.

— Когда стали появляться тревожащие признаки?

— В основном стала обращать на это внимание где-то в классе втором-третьем — он потолстел и стал хуже учиться.

— Что могло послужить толчком к этому?

— Не знаю, с чем это связано.

— Как Вова сам относится к этому?

— Я не могу его убедить, что это серьезно. Он не считает, что плохо учится, не считает, что толстый, говорит, что не лю­бит гулять.

— Что вы предпринимали?

— Я обращалась в поликлинику — хотела выяснить, ка­кая у Вовы степень ожирения. Хотела поместить его в инсти­тут питания. (После дополнительных вопросов выяснилось, что врач поликлиники направления в институт не дал.)

Ответы на вопросы указывают на неглубокое понимание матерью причин тех явлений, которые ее саму волнуют (не ясно, всегда ли мальчик отличался безволием, всегда ли он был полным, ясно лишь, что мать стала это замечать с опре­деленного момента). Неподтверждение ее опасений медицин­скими работниками также позволяет отдавать предпочтение гипотезе о синдроме семейной дезадаптации. Это означает, что при психологическом обследовании ребенка надо больше вни­мания уделять методикам, вскрывающим особенности общения ребенка с матерью и меньше методикам, исследующим особен­ности ВПФ — мышления, внимания и т. п.

Синдром семейной дезадаптации может быть в компенсиро­ванной и декомпенсированной формах. Компенсированная фор­ма включает ряд поведенческих проявлений ребенка, наблю­даемых при общении с родителями. Если отмечается синдром семейной дезадаптации, то отклонения в поведении ребенка отмечаются родителями и, как правило, не отмечаются учите-

Стр. 148

лями, сверстниками и другими посторонними взрослыми. Сам ребенок в случае компенсированной формы семейной дезадап­тации не испытывает субъективного чувства неблагополучия в отношениях с родителями. Обычно при такой форме семей­ной дезадаптации у ребенка есть некая референтная группа, которая удовлетворяет его потребности в теплых эмоциональ­ных связях, признании, уважении и т. д.