Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция: Межвузовский сборник научных трудов, страница 98

В XX столетии, особенно в его второй половине, доминиру­ет проблема морального, нравственного формирования лично­сти и ею пронизаны психологические, социологические, этиче­ские, философские науки.

Социальная значимость проблемы обусловлена возрастани­ем роли нравственных регуляторов поведения на протяжении всего века, который ознаменовался дальнейшим разрушением традиционалистских стереотипов ориентации личности. Кри­зисный характер экономического, социального и политического развития, приведший к двум мировым войнам и многочислен­ным локальным военным конфликтам на протяжении века, разрушение либерально-гуманистических, технократических, модификация националистических моделей воспитания и со­циального поведения стимулировали поиски обусловленности нравственного поведения.

Научно-технический прогресс нашего столетия до недавне­го времени создавал 'иллюзию беспредельных возможностей науки, стремление использовать природные ресурсы, «взять от природы» как можно большее количество благ для человечест­ва. Однако вслед за этими иллюзиями наступал и период от­резвления, разочарования.

Человечество столкнулось с обратной стороной научно-тех­нического прогресса в газовых камерах, под бомбами цепелинов. Повседневное использование достижений науки не толь­ко опровергало первоначальные надежды, но и рождало осо­знание негативных последствий ее использования. Былая уве­ренность в способности научного разума решить социальные проблемы сменилась, особенно среди молодого поколения,

Стр. 160

мрачным пророчеством о неизбежном торжестве бездушного, обезличенного начала над духовными аспектами человеческой жизни. Рождается множество молодежных «неформальных» объединений, выражающих либо протест против самой науки, либо пассивную позицию невмешательства, либо желание прогнозировать возможные варианты жизни в том, мрачном будущем, в котором, возможно, им предстоит жить после ве­ликой человеческой катастрофы.

В науке, искусстве, обыденной реальности формируются две тенденции понимания нравственного развития человека — гуманистическая, с одной стороны, а с другой — антогонистическая, расистская, агрессивная.

В социалистическом обществе еще более острым становится вопрос о формировании механизмов, обеспечивающих устойчи­вое стремление личности к самообразованию, самовоспитанию, самоконтролю, критической переоценке личностью всего ею до­стигнутого на предыдущем этапе деятельности и готовности видоизменять профессиональные и социально-бытовые навыки в соответствии с новыми реалиями общественной жизни, воз­действием на нее научных, психологических, коммуникацион­ных и иных последствий технического прогресса.

Современная техника предъявляет все более высокие тре­бования как к профессиональным знаниям и навыкам лично­сти, так и к умению оптимально воспользоваться ими в ми­нимальный отрезок времени. Внутренняя готовность личности профессионально действовать таким образом, чтобы снизить до минимума возможный ущерб для общества в силу технологи­ческой аварии, становится важнейшим звеном не только про­фессиональной подготовки молодежи на многих участках про­изводственной и общественно-политической деятельности.

Эта внутренняя готовность, равно как и самокритичность, способность к борьбе за утверждение нового, умение личности правильно оценить соотношение своего участка профессиональ­ной и общественной деятельности с потребностями и задачами общественного целого, наметить и определить последователь­ный план своего полнокровного соучастия в жизни общества ставит конкретные задачи нравственного формирования лично­сти.

Процесс революционной перестройки в нашей стране вы­явил зависимость, существующую между ценностной мотива­цией политических, экономических, технических и иных про­изводственных решений, форм общественно-производственной деятельности и характером ее общественных последствий. Вы­явилось также воспитательное влияние мотивации деятельно­сти среди представителей старших поколений для молодых людей, вступающих в сознательную жизнь. Преемственность нравственной культуры подразумевает вместе с тем, что нрав­ственные достижения предшествующих поколений восприни-