Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция: Межвузовский сборник научных трудов, страница 67

Испытуемый Дима Л. — 7 лет, ученик 1-го класса. Ут­верждает, что лучше быть маленьким и высказывает желание, чтобы волшебник превратил его в маленького, объясняя это тем, что маленьким лучше быть. Рисунок семьи обращает на себя внимание: семья изображена внутри танка, а автор ри­сунка — на руках у мамы, завернутый в пеленки как младе­нец. У ребенка обнаруживается повышенная тревожность в целом и по отношению к школьной действительности (боязнь сказать не то или не так). В школе Дима считается слабым и трудновоспитуемым. Учительница обратилась в связи с этим за помощью в психологическую консультацию. Родители ма­ло интересуются ребенком, постоянно заняты на работе. Ди­ма до темноты задерживается у товарищей, родители же в свя­зи с этим не проявляют беспокойства. После школы ребенок не может пойти домой, так как у него нет ключа от квартиры, он вынужден ждать прихода родителей или сестры. Ключ ему не доверяют потому, что «он чего-нибудь натворит в кварти­ре» или потеряет ключ. Отдельные таблицы САТ показали, что у ребенка напряжена пищевая потребность. По рассказам учи­тельницы он испытывает постоянное чувство голода и иногда «добывает» себе пропитание возле мусорных ящиков. Жела­ние переместиться в прошлое в данном случае также являет­ся следствием неудовлетворенности своим настоящим.

Проведенное исследование отношения к своему возрасту детей дошкольного и младшего школьного возраста позволяет сделать следующие выводы:

1. Дошкольники и младшие школьники в большинстве слу­чаев более предпочтительным возрастом считают взрослость. У детей недостаточно сформированы критерии оценки воз­растов.

2. При переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту резко снижается количество детей, желающих пере­меститься в другой возраст. Это отражает как позитивное лич­ностное развитие детей, так и их тревожность перед будущим.

3. У детей, высказавших желание переместиться в прош­лое, обнаруживается повышенная тревожность и неудовлетворенность своим настоящим. Перемещение в прошлое может рассматриваться как реальный способ изменения не удовлетворяющего настоящего.

Стр. 110

ЛИТЕРАТУРА

1. Выготский Л. С. Кризис семи лет // Собр. соч. В 6 т. М., 1984. Т. 4. С. 376—385.

2. Выготский Л. С. Кризис трех лет // Собр. соч. В 6 т. М., 1984. Т. 4. С. 368—375.

3. Гаврилова Н. И, Стахорская М. П. Дневник матери. М, 1916.

4. Головаха Е И., Кроник А. А. Психологическое время лич­ности. Киев, 1984. С. 200.

5 Захаров А. И. Как преодолеть страхи у детей. М, 1986. С. 112.

6. Кон И. С. К проблеме возрастного символизма // Сов. этнография 1982. № 6. С. 98—106.

7. Краткий психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского, М Г. Ярошевского. М., 1983 С. 483.

8. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики М., 1981.

9. Менчинская Н. А. Дневник о развитии ребенка. М., 2-е изд. С. 184.

10. Мухина В. С. Детская психология. М., 1985. С. 272.

11. Мухина В. С. Проблемы генезиса личности. М.; 1985. С. 102.

12. Мухина В. С. Шестилетний ребенок в школе. М, 1986. С 144.

13. Павлова А. Д. Дневник матери / С предисловием и под ред. Н. А. Рыбникова. М., 1924. С. 186.

14. Пантелеева А. И. Наша Маша. Л., 1966.

15. Рыбникова-Шилова В. А. Мой дневник. Орел, 1923.

16. Станчинская Э. И. Дневник матери / С предисловием проф. К Н. Корнилова. М., 1924. С. 216.

17. Стодин В. В. Самосознание личности. М., 1983. С. 284.

18. Тимошенко Е.П. Анализ исследования психологического времени в структуре самосознания детей в возрасте от четырех до шести лет // Проблемы формирования ценностных ориентации и социальной активности личности. М, 1986 С. 17—20

19. Филатов В. С. Ребенок открывает мир. Ярославль, 1966.

20. Эльконин Д. Б. Детская психология. М., 1960. С 328.

21 Якобсон П.М Эмоциональная жизнь школьника. М, 1968.

Э. В.Погорелов

ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО И ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОГО

САМОСОЗНАНИЯ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

НА УРОКАХ РИСОВАНИЯ