Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция: Межвузовский сборник научных трудов, страница 74

Рисуночные техники применяют в основном с детьми в воз­расте от 4 до 15 лет, в более старшем возрасте рисунок стано­вится менее спонтанным, более конвенциональным. Некото­рые методики, особенно в клинических обследованиях, используют и со взрослыми (например, «несуществующее животное», «человек», «дом — дерево — человек» и др.).

Рассмотрим некоторые наиболее распространенные рису­ночные методики.

К. Маховер для исследования личностные особенностей испытуемого предложила рисуночную пробу «Нарисуй челове­ка» (25).

Испытуемому дают карандаш, бумагу и просят нарисовать человека. Экспериментатор следит за последовательностью изображения, а также вербальными и невербальными реакциями, возникающими в процессе рисования. Завершив зада­ние, испытуемый получает инструкцию нарисовать человека противоположного пола по отношению к первому рисунку. За­тем испытуемого просят придумать рассказ о каждом изобра­женном, как если бы он был персонажем пьесы или романа. В последующей беседе испытуемому задают вопросы о поле, возрасте, роде занятий, семье и других особенностях изобра­женных персонажей.

Интерпретация носит качественный характер и опирается на такие особенности рисунка, как размеры фигуры, пропор­циональность отдельных частей туловища, последовательность

Стр. 121

рисования, расположение на листе, особенности линий, штри­ховка, наличие линии опоры, изображение одежды, фронталь­ный или профильный угол зрения, количество деталей, исправ­ления, стирания.

Маховер считает, что изображаемая испытуемым фигура тесно связана с его собственными проблемами и конфликтами. «В некотором смысле нарисованная фигура является самим че­ловеком, а лист бумаги соответствует его окружению. Это гру­бая формулировка, но она хорошо служит как рабочая гипоте­за» (25, с. 181).

Маховер основывает свою интерпретацию на анализе 1000 рисунков, проверявшихся в клинических условиях, но, по мнению А. Анастази, ее интерпретация недостаточно теорети­чески разработана (1, т. 2, с. 198). Анастази отмечает, что работы по валидизации теста, проведенные другими исследова­телями, дали противоречивые результаты. Оценки целого ри­сунка оказались более надежными и валидными, чем оценки по конкретным деталям изображения.

Вопрос о валидности рисуночных методик — частый пред­мет научных споров. Нам представляется очень интересной позиция П. В. Яньшина (22). Он считает, что в основе спосо­бов валидизации лежит искусственное вычленение отдельных признаков рисунка. В этом заключено противоречие между из­начальной методологической установкой проективного направ­ления на исследование уникальной целостности личности и способами валидизации, основанными на номотетическом под­ходе.

«Валйдизация рисуночных проективных методов, — счита­ет автор,по существу (выделено Яньшиным) заключается в разработке теории невербального языка, опосредующего ком­муникативный процесс «испытуемый — экспериментатор» в проективной ситуации. Только в этом случае могут приобрести свое истинное значение частные корреляционные связи пара­метров рисунка и параметров личности» (22, с. 46).

В качестве обоснования своей интерпретации теста «Нари­суй человека» Маховер приводит следующие положения.

1. Все психические состояния находят то или иное выра­жение в телесных проявлениях. Это относится и к выражению эмоций в мимике и пантомимике, и к конституциональным особенностям, связанным с теми или иными характеристика­ми темперамента. Все эти телесные проявления внутренней жизни сознательно или неосознанно «считываются» с партне­ра по общению и являются дополнительным языком общения. Маховер считает, что при изображении человека этот невер­бальный язык будет использоваться в рисунке для передачи собственного состояния, образа «Я» автора. К тому же каждая часть тела имеет свое специфическое функциональное значе­ние и связана с особенностями деятельности человека.

Стр. 122

2. В процессе жизнедеятельности некоторые части тела мо­гут приобрести особую значимость и стать как бы центром вы­ражения эмоций. Это особенно проявляется у невротиков и лиц с физическими недостатками.