Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция: Межвузовский сборник научных трудов, страница 55

Психологическое время ребенка шестилетнего возраста име­ет особое значение в связи с приходом его в школу. Дошколь­ник уже имеет представление о своем прошлом, настоящем и будущем. Представления о себе, отношение к себе в прошлом, настоящем и будущем формируют психологическое время лич­ное™. Ребенок рассуждает о своем личностном времени за­долго до того, как усваивает физические свойства времени и хронологическое время. О себе в прошлом ребенок судит до­статочно критично (высказывает по отношению к себе крити­ческие замечания). Совместно с близкими ему взрослыми ре­бенок строит установки на себя в будущем (6). Уровень сфор­мированности психологического времени шестилетнего ребенка характеризует особенности развития его личности. Особое вли­яние на развитие личности ребенка оказывает его жизненная перспектива. Образ «Я» в будущем у каждого ребенка форми­руется через усвоение общественно-значимых представлений о том, каким он должен быть в будущем, определяется усло­виями его жизни, его личным отношением к этим условиям. По отношению к своему будущему дети ориентируются на близкое и далекое будущее. Дошкольник ориентирован на уче­бу в школе как близкое будущее, первоклассник — на учебу в последующих классах. Отдаленное будущее для ребенка — взрослая жизнь. Нормально развивающийся ребенок полон благих намерений в будущем (5).

Стр. 90

Чрезвычайно важно задать верное направление жизненной перспективе личности ребенка. В процессе перехода школы на обучение детей с шестилетнего возраста в соответствии с ре­формой школы перед возрастной психологией ставится ряд ответственнейших задач (1). Одна из таких задач — изучить и правильно сформировать направленность на будущее. Вер­ное направление жизненной перспективы ребенка, положи­тельная направленность в отношении своего будущего опреде­ляют соответствующую активность личности в настоящем. Формирование психологического времени ребенка зависит от фактора места: шестилетний дошкольник и шестилетний школь­ник по-разному ориентированы на свое настоящее и буду­щее (6).

Мы предполагаем, что психологическое время в структуре самосознания ребенка начинает формироваться с представле­ний о себе в прошлом, настоящем и будущем, складываясь из отрывочного прошлого и будущего, нерасчлененного настояще­го, которое в последующем превращается в системное прошлое и будущее, а также в более структурированное настоящее. Пси­хологическое время у ребенка 6 лет, воспитывающегося в дет­ском саду, отличается от психологического времени ребенка того же возраста, обучающегося в школе.

В соответствии с перечисленными гипотезами нами были сформулированы следующие задачи: 1) изучить содержание психологического времени шестилетних дошкольников и ше­стилетних школьников; 2) выявить осознание значимости для ребенка шестилетнего возраста каждого из параметров психо­логического времени (прошлого, настоящего и будущего); 3) изучить отношение ребенка к себе в прошлом, настоящем и будущем. Для решения поставленных задач следовало осу­ществить поиск экспериментальных подходов к исследованию осознания себя во времени детей шестилетнего возраста.

Для решения задачи по выявлению рефлексивной представ­ленности в прошлом и будущем у детей шестилетнего возра­ста было разработано установочное обращение к детям для сю­жетной игры в путешествие во времени. Речь шла о том, что каждый ребенок может вспомнить свое прошлое, как он про­являл себя в это время, и представить себя в будущем, т. е. вообразить, каким ,он будет взрослым и как он будет прояв­лять себя в жизни. Предваряющие пробы показали, что дети охотно принимают и понимают такое игровое предложение.

Для проведения эксперимента были подобраны группы по 5—7 детей. Такое число сверстников позволяло ребенку чувст­вовать себя достаточно свободным для творческой рефлексии и самовыражения.

Выбор сюжетной игры «Путешествие во времени» мы счи­таем вполне оправданным, так как игровая деятельность для

Стр. 91