Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция: Межвузовский сборник научных трудов, страница 32

Лишение родительского попечительства — всегда несчастье для ребенка. В условиях учреждений интернатного типа ре­бенок неизбежно лишается тепла, ласки, любви родителей. Условия дома ребенка, детского дома или школы-интерната являются неблагоприятными для реализации важнейших по­требностей личности — в любви и в признании (2). Депривация этих потребностей влияет на активность и эмоциональную сферу ребенка (3, 4, 1). Поэтому дети, лишенные родительско­го попечительства, обладают особыми, специфическими черта­ми поведения. Они складываются в зависимости от того, как ребенку удается пройти процесс адаптации. Одни дети находят в себе силы адаптироваться к обстоятельствам новой жизни. Мы назвали поведение таких детей активным, эмоционально устойчивым. Другие — в силу индивидуально-типологических особенностей, а также эмоциональной сферы — плохо приспо­сабливаются к жизненным условиям учреждений интернатно­го типа. Можно выделить две характерные разновидности в поведении детей, плохо адаптирующихся к условиям детского дома или школы-интерната: эмоционально неустойчивое и пас­сивное.

Обратимся к подробному анализу результатов, полученных методом включенного наблюдения, а также в ходе изучения анамнеза детей, лишенных родительского попечительства.

Общим наблюдением было охвачено 85 детей 6—8-летнего возраста, лишенных родительского попечительства. Включен­ным наблюдением было исследовано 20 детей — воспитанни­ков детского дома и школы-интерната на протяжении двух с половиной лет. Изучаемые дети попали в детские учреждения в раннем или дошкольном возрасте. Поступившие в детский дом в возрасте от 4 до 5 лет хорошо помнят события своей жизни в семье.

Стр. 52

Мы старались, чтобы дети поняли, что психолог-исследова­тель — это еще один воспитатель, поэтому общались с детьми на доверительных началах, постоянно выражая им внимание и симпатию.

Результаты исследования представлены в таблице.

Типы социального поведения детей,

лишенных родительского попечительства, %

Тип поведения

Дошкольники

Школьники

Активный, эмоционально устойчивый

Аффективный, эмоционально неустойчивый

Пассивный

15

25

35

40

25

20

Как видно из таблицы, из 20 дошкольников у 3 (15%) на­блюдалось активное, эмоционально устойчивое поведение. В школе такого рода поведение улучшается. Внешне поведе­ние этих детей выглядит адекватным. Однако мы полагаем, что в данном случае правомерно говорить о психологической депривации внешне адаптированных, но внутренне тревожных детей, воспитывающихся в условиях учреждений интернатно­го типа.

Приведем одно из протокольных наблюдений.

Алеша Б. (6,6)*, увидев нового человека, незнакомого взрослого, оставляет игру и быстро подбегает к нему. С инте­ресом смотрит на взрослого, затем начинает выспрашивать: «Ты к кому пришел? А ты что принес, конфету, да? У тебя есть сынок? Еще придешь? ...» До самого ухода незнакомого взрослого Алеша не покидал его, при этом вел себя вежливо и предупредительно.

Посещение детей близкими вызывает сильное эмоциональное напряжение у детей, не имеющих родственных контактов.  Активные, эмоционально устойчивые дети, так же как и дети с аффективными, эмоционально неустойчивыми формами по­ведения, при появлении кого-нибудь из родственников сверст­ника сразу же стремятся вступить в контакт, завоевать их рас­положение. При этом они стремятся вызвать к себе внимание и участие: «У меня бантик развязался», «Вот у меня болячка», «И меня Пестов бил». Эти дети часто желаемое выдают за дей­ствительное: «А ко мне мама придет, она заберет меня. Да! Правда!», «А ко мне вчера папа и мама приходили», «А у ме­ня папа есть!». Иногда они просто ищут повод для общения:

«Почитай книжку». При этом, как правило, стараются потро­гать, пощупать нового взрослого со всех сторон: гладят его во­лосы, одежду, обувь, забираются в его карманы, в сумку, иг-

* Здесь и далее первой цифрой отмечается возраст, а второй — месяц рождения.

Стр. 53