Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция: Межвузовский сборник научных трудов, страница 44

В исследовании использовались индивидуальная беседа, анкетирование, проективный метод неоконченных предложе­ний, метод исследования ценностных ориентации Ш. Рокича, адаптированный советскими исследователями (1).

Испытуемыми были осужденные (48 чел.) и администра­тивный состав (28 чел.) исправительно-трудового учрежде­ния № 10 г. Астрахани. Исследование проводилось в 1989 г. Обратимся к анализу полученных результатов.

Особенности структуры самосознания осуждённых. Иссле­довались важнейшие звенья структуры самосознания лично-

* Используется концепция самосознания личности, разработанная В. С. Мухиной [2], согласно которой искажение некоторых звеньев са­мосознания приводит к трудностям в жизнедеятельности личности.

Стр. 71

сти: осознание себя во времени, осознание своих прав и обя­занностей.

Настоящее. Категория «настоящее» — ярчайший индика­тор жизни осужденного. В настоящем, как в фокусе, собира­ются все элементы и результаты его жизнедеятельности. Жизнь каждого человека есть нечто особенное, исключитель­ное и неповторимое. Но в каждом отдельном случае существу­ет цепочка закономерных проявлений, которая и создает пред­ставление о настоящем для всех.

На вопрос: «Что хорошего у вас в настоящей жизни?» — 82% испытуемых ответили: «Ничего»; 9% хорошим назвали свидание с родственниками, семьей, ларек; 3% считают хоро­шим то, что, находясь в зоне, они обрели контроль над собой, а 3% — встретили в настоящей жизни любовь.

Таким образом, в самосознании большинства осужденных настоящее представлено серым безрадостным существованием. В череде однообразных дней радуют только долгожданные сви­дания с родственниками, да редкое общение с друзьями, кому посчастливилось их иметь. Постоянно неудовлетворяемая по­требность в положительных эмоциях вызывает агрессию, на­правленную против администрации и других осужденных, что способствует отчуждению в отношениях и служит потенциаль­ным источником недовольства и новых нарушений. Так, осуж­денный Владимир Н. (32 года, ст. 106, осужден на 5 лет) го­ворит: «Мне еще можно несколько месяцев посидеть. А потом будет тяжело. Раздражает все, даже мелочи. Нужна разгруз­ка. Хочется подраться».

Психологически оправдано и тем не менее тревожно то, что источником своего безрадостного существования осужденные считают не самих себя, а администрацию, ее отношение к осу­жденным, часто применяемые наказания.

Прошлое. Рассматривая конфликты, возникающие из «ни­чего» и существующие в зоне традиционно, мы никогда не до­бились бы их объективного осознания, если бы ограничились во времени, а именно, в жизненном пространстве настоящего. Не осознав ретроспективы, невозможно проследить логическую цепочку формирования убеждений. Как осужденные осознают свое прошлое? На вопрос: «Как ты учился и вел себя в шко­ле» — 50% испытуемых ответили, что учились хорошо, нор­мально, 42% — плохо, 8% — отлично. Однако большинство осужденных вели себя в школе плохо: «Бывало, баловался, бывало, ругали», «Был озорником», «Специально доводил учи­телей», «Смирненьким меня не назовешь», «Однажды побил директора школы за то, что он запрещал мне курить», «Дово­дил большинство учителей. За что, не знаю. Иногда по дуро­сти, иногда на принцип шел, чтобы не орали», «Не было тако­го урока, чтобы я не получал нареканий, замечаний» (из про­токолов беседы).

Стр. 72

Таким образом, уже в детстве осужденные проявляли склон­ность к нарушениям, отличались аффективностью, агрессив­ностью, склонностью к отклоняющемуся поведению. Поражает рассказ осужденного Михаила М. (20 лет, ст. 117, осужден на 8 лет): «Из школы меня выгнали из 9 класса. За пьянку. В семье — постоянные скандалы, ссоры. Отец сильно пил. Первый раз я выпил с другом, когда мне было 6 лет. Угостил нас отец друга, налил обоим по полстакана вина. С тех пор появилась потребность в вине. Не мог без него. Стремился что-нибудь украсть, продать и купить вино. И еще всегда хо­телось взять то, что плохо лежит. Если я увидел красивую вещь, у меня появлялось желание иметь ее. Я готов был ради нее пойти на все: купить, выпросить, украсть...»