Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция: Межвузовский сборник научных трудов, страница 81

Нельзя забывать еще об одном виде воспитания — само­воспитании. Начиная с юношеского возраста роль этого ком­понента воспитания становится ведущей. В свою очередь, стремление к самосовершенствованию служит индикатором уже достигнутого человеком уровня личностного созревания. Самовоспитание основывается на самопознании и самооценке. И здесь нужны критерии, причем возможно более объектив­ные и интегральные. Опять встает вопрос о реалистической модели, а следовательно, о психологической культуре индивида.

Еще одна специальная область модификации личности — психокоррекция, профессиональная психологическая помощь людям в преодолении жизненных трудностей. Выбор адекват-

Стр. 132

ных форм поведения в различных ситуациях, поиск конструк­тивных способов разрешения конфликтов, раскрытие внутрен­них резервов личности — все это составляющие зрелого отно­шения к проблемам, выдвигаемым жизнью, элементы лично­стного роста. В этой связи особенно следует коснуться лично­сти психотерапевта. Каких бы взглядов на его роль в процес­се терапии ни придерживаться, несомненно, что сам он дол­жен быть весьма зрелой личностью.  Профессиональные зна­ния и умения психотерапевт как бы пропускает через собст­венную личность, а работа над собой образует важную состав­ную часть его профессионального становления и совершенст­вования.

Понятие «зрелая личность», развиваемое в психологии, восходит к житейским и философским представлениям о при­роде человека, о его предназначении и добродетелях. Оно яв­ляется не только описательным, но и оценочным. Зрелая лич­ность — это носитель лучших человеческих качеств, полноцен­ный член общества, объект уважения и образец для подража­ния. Данную предельно общую характеристику можно не­сколько конкретизировать, выделяя типы личностных этало­нов. Например, американский исследователь Р. Коан [10] озаглавил свою книгу, посвященную формированию представ­лений об идеальном человеке, так — «Герой, художник, муд­рец или святой?» Тем самым он сразу наметил четыре моде­ли, концентрирующие в себе моральные, творческие, интел­лектуальные и душевные качества. Перед нами идеальные ти­пы, но не психологические, а социологические.  Сам человек как бы отступает на задний план, а на передний выдвигают­ся его деяния. Признание осуществляется, как правило, по­следующими поколениями, а сама выдающаяся личность ми­фологизируется. Оценка доминирует над описанием.

Интересующие нас проблемы разрабатывались философа­ми всех времен и народов. Особенно сильной этическая струя была в античной философии. Сама философия тогда рассма­тривалась прежде всего как квинтэссенция человеческой муд­рости, как искусство правильно жить. Вопросы о смысле жизни и о счастье занимали и занимают самые светлые умы че­ловечества. Высказано немало глубоких в психологическом отношении замечаний на этот счет.   Например, мысль К. А. Гельвеция: «Счастье людей заключается в том, чтобы любить делать то, что они должны делать» (4, с 281). В сере­дине нашего века специальные трактаты о счастье пишут зна­менитый английский философ Б. Рассел (14), видный поль­ский философ В Татаркевич (9). Они развивают идею об объективно-субъективной природе счастья. Объективная сто­рона — это обстоятельства жизни человека, субъективная — это его отношение к ним. Причем субъективность выступает в двух планах: деятельном (человек — кузнец своего счастья)

Стр. 133

и созерцательном (счастлив тот, кто сам себя считает счаст­ливым). Во многом сходно и принципиальное решение проб­лемы смысла жизни. С одной стороны, имеются общечеловече­ские ценности, ориентация па которые придает смысл индиви­дуальному существованию. С другой стороны, каждый чело­век для себя их своеобразно переплавляет. И эта внутренняя работа продолжается па протяжении всей сознательной жиз­ни индивида (5).