Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция: Межвузовский сборник научных трудов, страница 18

лучивших различные (по тяжести) повреждения в результа­те стихийных бедствий. Здесь сказываются и другие факторы: возраст, индивидуальные, личностные особенности и др. Одна­ко опыт работы по оказанию психологической помощи детям, пострадавшим от землетрясения, указывает на то, что, по крайней мере, целесообразно строить эту работу с учетом вы­явленной закономерности.

Таким образом, содержание и форма организации психо­логической помощи определялась следующими основными мо­ментами: возрастом пострадавших, степенью их поражения, количеством симптомов, характеризующих состояние травми­рованных детей, пострадавших от землетрясения, и степенью их выраженности у пациентов. При работе учитывались и та­кие моменты, как индивидуальные, личностные особенности больных, условия возникновения нынешнего психологического состояния (одних детей землетрясение застало на улице, дру­гих — в зданиях, из которых их успели эвакуировать, третьи — провели некоторое время под обломками, четвертые стали сви­детелями гибели родственников, знакомых и др.).

Специфика проводимой коррекционной работы обусловли­валась тем, что практически все дети, нуждавшиеся в психо­логической помощи, находились на постельном режиме. Вслед­ствие этого ни о какой групповой работе речи идти не могло.

Особенности работы также определяло то, что около этих детей постоянно находилось большое количество родственни­ков, учащихся местных школ, оказывавших помощь медицин­скому персоналу по уходу за пострадавшими. Это обстоятель­ство накладывало определенный отпечаток и па проводившую­ся индивидуальную работу, поскольку удалить всех помощни­ков из палаты не представлялось возможным.

Прежде чем обратиться к рассмотрению вопросов, связан­ных с нашей непосредственной работой в больнице, хочется остановиться еще на одном факте. Он фиксируется и у здоро­вых детей, ставших непосредственными свидетелями землетря­сения, по, на наш взгляд, более выражен у травмированных. Это то, что можно назвать симптомом регрессии развития:

практически у всех травмированных детей наблюдался вре­менный возврат на более ранние ступени развития. Эта регрес­сия проявлялась в возврате к играм более младшего возраста, изменениях продуктивной деятельности (рисовании, лепки и др ), в отношениях с окружающими и т. п.

Таким образом, с учетом всех вышеназванных условий в качестве основных форм работы по оказанию помощи детям, пострадавшим от землетрясения и получившим травмы раз­личной степени тяжести, мы использовали следующие: клини­ческая беседа, применение ряда суггестивных приемов, обуче­ние приемам аутогенной тренировки, организация индиви-

Стр. 30

дуальной продуктивной деятельности, элементы эмаготерапии, поведенческой и арттерапии.

Рассмотрим конкретные случаи, в которых применялись те или иные формы оказания психологической помощи.

Случай 1. Пациент С., 14 лет. Ампутация верхней левой конечности. Третий день после операции, практически посто­янно под капельницей. Увлекался рисованием; дал согласие нарисовать то, что хочется и что умеет, но рисовать не стал:

«Не получается так, как раньше», хотя свободно владеет пра­вой рукой и особых трудностей в рисовании не испытывает.

Жалобы: сильные боли, плохой сон (трудное засыпание, многочисленные просыпания ночью, наличие сновидений не отрицает, но воспроизвести их не может). Проведено два се­анса обучения элементам АТ.

После первого сеанса засыпать стал лучше, ночью продол­жал просыпаться, но, по мнению пациента, реже и только из-за боли.

После второго сеанса просыпаться ночью стал значительно реже, а если просыпался, то с помощью показанных ему при­емов АТ достаточно быстро засыпал вновь.

Случай 2. Пациент Г., 14 лет. Поступил в больницу с ли­цевой травмой и тяжелыми травмами обеих верхних конечно­стей. В детском отделении ортопедической больницы произве­дена операция по ампутации обеих конечностей. Подросток тяжело переживает свое нынешнее положение, па боли не жа­луется. Хорошо развит для своего возраста. Интересуется исто­рией. Легко идет на контакт.