Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция: Межвузовский сборник научных трудов, страница 37

В материалах, полученных при исследовании мальчика в старшем дошкольном возрасте (анамнез), подтверждена эмо­циональная (психическая) и социальная депривация. Так, на­пример, изучение эмоционально-волевой сферы ребенка обна­ружило резкую изменчивость его настроения. «Когда добрый, когда вредничает» — характеризуют его воспитатели. То же самое происходит и во взаимоотношениях со сверстниками. Бы­вает с ними добрым и грубым, неуступчивым, в плохом на строении первый задирает детей, дерется с ними. Однако со­всем иначе он ведет себя со сверстниками, если кто-нибудь из взрослых проявляет к нему ласку, заботу: «Здесь он все еде лает, о чем ни попросишь». Воспитатели подчеркивали, что доброта, проявленная к Егору, делает его мягким, уступчивым. Вот пример. Воспитательница угостила Егора конфетами, он сразу же их раздал другим детям, оставив себе лишь одну. Наблюдения также показали, что неуспех в основной деятель­ности (он не смог овладеть навыками сюжетно-ролевой игры) вызывает у Егора демонстративные формы поведения: не усту­пает другому игрушки, несмотря на слезы товарища. Замеча­ние воспитателя вызывает у Егора негативную реакцию — тут же забрасывает игрушку как можно дальше. В играх сорев­новательного характера неуспех вызывает у Егора острое аф­фективное состояние: плач, крик, агрессивность к успешному ребенку. Он начинает раскачивать туловище вперед-назад с довольно большой амплитудой. Следует отметить, чтотакая

Стр. 60

форма эмоционального проявления на неуспех длится не очень долго (от 2 до 3 минут). Затем наблюдается спад эмоциональ­ной напряженности. Ребенок переключается от стрессовой для него ситуации, затихает, но отрицательные формы поведения (упрямство, обидчивость, агрессивность) сохраняются. В та­кого рода состоянии Егор не принимает внимания и ласки со стороны взрослых. Он полностью отчуждается от окружаю­щих, выбирает деятельность (рисование, вырезание картинок, конструирование), которой занимается лишь один.

Следует отметить особое стремление Егора к положитель­ной оценке. Так, после выполнения какого-либо поручения с тревогой в голосе спрашивает взрослого: «Так? Правильно?», при этом с открытой улыбкой смотрит в глаза взрослому. По­лучив одобрение, проявляет бурный восторг: прыгает, издает рычащие звуки, трется головой о взрослого.

При анализе волевых действий Егора все имеющиеся фак­ты отражают несформированность в полной мере целенаправ­ленности в их развитии. Наблюдения убеждаю г в том, что, приняв определенное поручение или указание взрослого, в случае неудачи в процессе исполнения нужного задания Егор не стремится к преодолению возникшего затруднения, сразу же пасует, впадает в аффективное состояние: иступленно кри­чит, плачет, раскачивается или проявляет агрессивность.

Еще одна особенность Егора, которая вызывает определен­ную трудность в его воспитании, — это отсутствие навыков переключения с одной деятельности на другую. Егор остро реагирует на предложение взрослых заняться необходимым в данный момент делом: раздражается, злится, демонстративно делает все наоборот, при этом громко кричит, грубит взрослым. Лишь привлекательная «награда» стимулирует Егора изменить свое нежелательное поведение на ожидаемое.

Об отсутствии развитости произвольного управления пове­дением у Егора говорит также слабая возможность к усвоению необходимых навыков и умений в основной, игровой деятель­ности, несмотря на специальную работу воспитателей по их формированию.

При переходе из игровой деятельности в учебную у Егора наблюдались трудности в процессе выполнения учебных дей­ствий. Он был беспокоен, быстро утомлялся, отказывался от выполнения задания, впадал в аффективное состояние (пла­кал, кричал, падал на пол, грубил учителю). В то же время значимые для Егора ласка, забота со стороны взрослых (учи­тельницы и воспитателя) могли помочь ему подчиниться тре­бованиям взрослых.

В случае неуспеха он быстро теряет интерес к выполняе­мой деятельности, какой бы характер она не носила: сюжетно-ролевая игра, соревновательная ситуация, учебные занятия.