Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция: Межвузовский сборник научных трудов, страница 64

— Пять, — ответила Машка.

— О, да ты совсем старушка!

И вдруг губы у Машки задрожали — и громкие рыдания огласили столовую» (14).

Последние два наблюдения показывают, что, хотя детям свойственно желание скорее стать взрослыми, иногда у них отмечается и желание сохранить свой возраст, остаться ре­бенком. Это связано с тем, что предлагаемый возраст менее привлекателен, и они это понимают. В других случаях ока­зывается выражено стремление сохранить свою индивидуаль­ность, автономию, остаться самим собой.

Анализ дневниковых записей позволяет сделать следую­щие выводы. В дошкольном возрасте ребенок оценивает свой возраст, сравнивая себя с другими. Основная тенденция в от­ношении дошкольников к своему возрасту — считать себя

Стр. 105

большими независимо от возраста и стремление стать старше, изменить свой возраст.

Рассмотрим далее результаты исследования. Сводные дан­ные, полученные по основной методике, приведены в таблице.

Оценка привлекательности возраста, %

Возраст испыту­емых

Кем лучше быть

Хочу превратиться

взрослым

ребенком

во взрослого

остаться как есть

в маленького

3-4

4-5

5-6

6-7

7-8

8-9

9-11

82,6

84.2

84.0

64,6

60,7

58,3

53,1

17,4

15,8

16,0

35,4

39,3

41,7

46,9

-

76,9

69,2

81,3

40,0

20,8

18,8

-

15,4

15,4

12,5

40,0

70.8

65.5

-

7,7

15,4

6,2

20,0

8,4

16,6

Всего

69,6

30,4

51,8

36,6

11,6

Рассмотрим, какие ответы дают испытуемые на вопрос:

«Кем лучше быть — взрослым или ребенком?» Обратимся к таблице, где в процентах указано число детей разного возра­ста, для которых более привлекательным является тот или иной возраст. Прежде всего обращает на себя внимание сле­дующая закономерность: большая часть всех испытуемых (2/3) считают, что лучше быть взрослым. В качестве обоснований при этом дети называют привлекательные, на их взгляд, сто­роны взрослой жизни. Во-первых, это большие возможности взрослых, связанные с их материальной и личной свободой («везде, куда хочешь, можно самому ездить», «взрослый день­ги зарабатывает», «взрослым можно все», «взрослые ихних детей воспитывают», «взрослые могут детям приказывать»). Во-вторых, это видимые привилегии взрослого человека, кото­рые имеют скорее внешний, а иногда и случайный характер («у взрослых два выходных, а у школьников — один», «у взрослых отпуск бывает», «в школе уроки задают, а на ра­боте — нет», «у взрослых тихого часа нет»). В-третьих, при­влекательность взрослости — наличие у взрослых людей бо­лее высокого уровня физического и психического развития («все буду знать», «взрослые — они сильные», «буду всем по­могать и все уметь»). Обнаруживаются и возрастные разли­тая: чем старше ребенок, тем более содержательными стано­вятся критерии оценки взрослости, тем меньшее внимание уделяется чисто внешней стороне и больше — внутренней сто­роне жизни взрослых. У детей 3—5 лет в отдельных случаях вообще отсутствуют обоснования выбора или они носят слиш­ком общий характер («я так хочу», «мне так мама сказала»).

Стр. 106

Около трети всех испытуемых считают, что лучше быть ребенком. В качестве оснований при этом называются как привлекательные стороны детской жизни, так и непривлека­тельные — взрослой. Например, дети отмечают большую заня­тость взрослых, отсутствие у них свободного времени, возмож­ностей для отдыха («у ребенка много свободного времени», «у взрослых очень много дел, и на улицу моя мама не выхо­дит»). Более старшие дети считают, что детям вообще легче жить («взрослым быть намного трудней, это такой возраст, что должны решать разные задачи»). С возрастом увеличивается число обоснований, связанных с пониманием ограниченности человеческой жизни («еще жизнь впереди, проживешь боль­ше», «еще расти и расти, не скоро умирать»), но такие обос­нования появляются только после 8 лет.