Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция: Межвузовский сборник научных трудов, страница 97

Признаки декомпенсированной формы синдрома нарушен­ного общения со сверстниками наряду с вышеперечисленными признаками, — субъективный компонент страдания, недоволь­ства. Это объясняется следующим:

1. У ребенка есть чувство неудовлетворенности своими контактами со сверстниками. Часто это чувство высказывается в ходе клинической беседы в виде таких фраз, как «У меня нет настоящего друга», «Хотелось бы иметь больше друзей», «Вот у моих родителей настоящие друзья, они живут весело, а у нас класс недружный, ничего интересного с ребятами не придумаешь» и т. д.

2. Отмечается неудовлетворенное стремление к признанию, лидерству. Эти признаки можно наблюдать в ходе прямого общения ребенка со сверстниками. Такие дети стремятся об­ратить на себя внимание, часто теряя самокритичность и вы­ставляя себя в смешном свете, хвастаются, приписывают сво­им родителям большие возможности, чем есть на самом деле, и т. п.

Стр. 158

3. Налицо невротические реакции, гипотетически связанные с синдромом. Прямо связать невротическое состояние с нару­шенным общением со сверстниками можно в том случае, если они появились в связи с психотравмой, возникшей в области общения. Нередко бывает, что само невротическое состояние первично по отношению к этому синдрому, но связь эту можно установить лишь в ходе терапевтической работы с ребенком. Принято считать, что если есть синдром 3 компенсированной формы и отдельные невротические реакции, то вторые связы­вают с первым.

В качестве примера декомпенсированной формы синдрома нарушенного общения со сверстниками можно привести следующий:

К психиатру обратились мама и папа по поводу дочери Ани 9 лет. Жаловались, что у девочки нет друзей, в классе ее обижают, дразнят. Сама Аня очень стремится к общению: по­стоянно приглашает девочек к себе в гости, но они обычно не приходят. В классе, по словам учительницы, Аню считают за­нудой, вредной ябедой Проведенное патопсихологическое об­следование каких бы то ни было отклонений в развитии ВПФ и личности не обнаружило. Аня легко вступает в контакт, в общении несколько развязна, не держит дистанцию. Есть не­которая эмоциональная лабильность и импульсивность. В хо­де клинической беседы прямо жаловалась на то, что дети в классе не хотят с ней играть. Признает, что часто ябедничает и вредничает, но говорит, что это «от обиды». Есть невротиче­ские симптомы — грызет ногти и выдергивает волосы на голо­ве. При организованном общении в группе ведет себя вызы­вающе, очень возбуждена, громко хохочет, беспрестанно пред­лагает играть в игры, в которых она бы занимала главную ве­дущую роль. Не понимает мягких намеков детей на то, что она ведет себя неприятно. Ей говорят прямо «отстань» — она обижается, перестает участвовать в групповых играх, начина­ет всем назло мешать. Таким образом, налицо признаки де­компенсированной формы этого синдрома. Частые конфликты со сверстниками, неумение наладить продуктивный контакт, при этом большое стремление к общению, к признанию в кол­лективе. Отмечаются также невротические симптомы. Психо­логический диагноз в таком случае — синдром нарушенного общения со сверстниками, декомпенсированная форма.

ЛИТЕРАТУРА

1. Войтко В.И., Гильбух Ю. З. Школьная психодиагностика: достижения и перспективы Киев, 1980

2. ВоиткоВ.И., Гильбух Ю.З. О некоторых основных понятиях психодиагностики / Вопросы психологии. № 4, 1976

3. Захаров А. И. Неврозы у детей и их лечение М, 1982.

Стр. 159

4. Методические рекомендации по диагностике и коррекции задерж­ки психического развития у детей / Под ред. К. С. Лебединской, 1980.

5. Спиваковская А. С. Профилактика детских неврозов. М., 1988.

6. Ackerman N. The psychodynamics of family life. N. Y Basic books, 1961.

7. French A Disturbed children and their families. N Y. Human Science press. 1977.

8. Oak1ander W. The windows to our children N. Y Aranson, 1977.

9. Red1 F. When we deal with children. N. Y. Free prese, 1966.

Т. Н. Счастная

НРАВСТВЕННЫЕ РЕГУЛЯТОРЫ ПОВЕДЕНИЯ

В ПСИХОЛОГИИ XX СТОЛЕТИЯ

В каждой эпохе при всей ее противоречивости можно выде­лить несколько типичных идей, под знаком которых развива­ются культура, наука, общество в целом.