Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция: Межвузовский сборник научных трудов, страница 21

боязнь фантастических существ (черти, гномы и т. п.), агрес­сивных придуманных персонажей (хулиганы, бандиты, убий­цы), боязнь преследования вообще (субъект не опредмечен). С жалобами такого рода к нам стали обращаться к концу на­шего пребывания в Армении.

Стр. 34

3. Возникшие после землетрясения нарушения социального поведения как возбудимого, так и тормозимого круга. Чаще встречались первые, проявлявшиеся в выраженной агрессии по отношению к членам семьи, в особенности к братьям и се­страм.

Общей характеристикой детей были сниженная продуктив­ность и работоспособность, во многих случаях — личностная и интеллектуальная регрессия.

В этих случаях эффективными в плане экспресс-терапии оказались (часто — в сочетании с элементами суггестивной техники) приемы с использованием формы символического отреагирования, в частности рисунки и сочинение историй. Ра­бота велась индивидуально и в парах.

Естественно, общим моментом для всех этих случаев было предварительное установление личностного контакта с ребен­ком. Существенным на этом этапе для нас — с учетом возра­стных особенностей клиентов — была организация общения не с позиций «взрослый — ребенок», а в позиции «на равных», что позволяло некоторым образом компенсировать личностные регрессивные тенденции и в дальнейшем строить ситуации на основе сотрудничества (например, при терапии страхов работа оборачивалась «совместной борьбой со страхом»). Клиент обращался к психологу только по имени, что в целом соответ­ствует национальной традиции общения.

После установления контакта ребенку предлагалось выпол­нить рисунок на свободную тему, при этом ему предоставлял­ся альбом для рисования и полный набор цветных карандашей.

Использование рисунков на этом этапе нам представляется целесообразным по следующим причинам.

Прежде всего, рисование — естественная для ребенка дея­тельность, выполнение которой почти во всех наших случаях доставляло клиенту удовольствие и оказывало определенное релаксирующее воздействие. Кроме того, рисунок служит по­водом для укрепления доверительного контакта между ребен­ком и терапевтом (по ходу рисунка ребенку задаются связан­ные с его содержанием ненавязчивые вопросы, одобряются удачные в техническом отношении элементы рисунка, демон­стрируется интерес к его деятельности). Наконец, — и это ос­новное — анализ рисунка и самого процесса рисования дает терапевту важную диагностическую информацию. В наших случаях ребенок рисовал чаще всего — по свободному выбо­ру — дерево, человека или дом. Интерпретация рисунков та­кого рода — процедура, отработанная в практике психодиагно­стики, позволяющая с достаточной полнотой представить лич­ностные особенности и состояние ребенка [2, 3, 6, 7]. Иногда дети не могли самостоятельно найти тему для рисунка и обра­щались за помощью к психологу. В этих случаях предлагалось

Стр. 35

нарисовать человека *. Более сложными были ситуации, когда ребенок вообще отказывался рисовать, предпочитая лепку. В этих случаях диагностика оказывалась более поверхностной в силу технических особенностей лепки. Во всяком случае, стандартизированная процедура интерпретации вылепленных фигур автору неизвестна.

В ходе и после выполнения рисунка ребенку задавались вопросы (в зависимости от изображения): «Кто это? Где он живет? Есть ли у него друзья? Чем он занимается?» и т. д.; «Где стоит этот дом? Кто в нем живет? Что это за дерево? Где оно растет — одно или в лесу? Живут ли рядом люди?» и т.д.

Если ребенок в ответах развивал содержание рисунка, ему предлагалось дополнить изображение, что часто давало инфор­мацию о том, как клиент осознает себя в социуме, в семейной ситуации. Разумеется, если ребенок перенес гибель близких, мы не выходили на разговор о его семье и не просили нарисо­вать ее, но в ряде случаев дети сами начинали развивать эту тему.

Рисунок терапевт просил «на память», и в дальнейшем он служил ориентиром для диагностики динамики состояния ре­бенка.

Дальнейший ход работы зависел от конкретных проблем клиента.