Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция: Межвузовский сборник научных трудов, страница 12

Группа лиц, которым была оказана психокорреационная помощь, имела клиническую картину, сходную с вышеописан­ной. Этих лиц также можно было распределить по подгруп­пам в соответствии с характером психотравм, как это было показано при описании психотерапевтической помощи. Но с точки зрения психокоррекционного подхода нас заинтересова­ла больше самоактуализация защитных механизмов па «сла­бой и сильной стороне».

«Слабая сторона» представляет собой психологическую за­щиту с психической динамикой в сторону актуализации менее зрелых, более архаических структур с пассивными установка­ми, отказом от усилий, с фиксацией на болезненных проявле­ниях, с дистанциированием окружающей действительности и т. п.

Самокомпенсация на «сильной стороне» 'представляла пси­хологическую защиту совсем другого характера. Здесь наблю­дались попытки реализации волевых усилий, позитивные ра­ционализации, попытки конструктивных замещений активно­сти, так называемая «героическая компенсация» и т. п.

В картинах самокомпенсации на «слабой стороне» особен­но выделялся механизм регрессии. Как известно, в психологи­ческом смысле регрессия представляет собой переход к менее зрелым паттернам в планах переживания и поведения в соот­ветствии с ранними этапами развития личности. Нередко та-

Стр. 20

кой механизм актуализируется в психотравмирующих ситуа­циях.

Приведем один из характерных примеров.

Ашот С., 61 год, житель г. Степанавана. Пенсионер. Во время землетрясения потерял жену и двоих взрослых детей. На пункт оказания психологической помощи пришел в сопро­вождении взрослого племянника, который привел своего дядю буквально за руку. В кабинете плакал, беспомощно озирался по сторонам. Фигура производила впечатление ребенка, кото­рого потеряли в незнакомом месте. Подобные детским — же­сты, походка. Они требовали управления. Жалоб не предъяв­лял. Все время шептал на родном языке: «как же теперь быть?» Со слов племянника, Ашот С. после землетрясения на­чал проявлять несвойственную ему капризность и потерю ориентации в самых элементарных бытовых ситуациях. Отме­чались симптомы сейсмофобии, нарушения сна, аппетита на фоне общей астепизации.

Психокорректор легонько обнял Ашота С. за плечи, подвел к креслу и ласково помог сесть. Попросил закрыть глаза и взял его правую руку. Она была напряженной, неподатливой. Отмечался гипертонус мышц руки. Было опробовано несколь­ко символических двигательных паттернов. Только во время плавного вращения руки, последовательно кисти, предплечья, плеча и одновременного ее поглаживания — руки постепенно обмякли. Прекратился плач. Но лицо выражало беспокойство и напряжение. Пульс 90 ударов в минуту. Дыхание аритмич­ное. Кожные покровы были слегка отечны и имели бледно-се­рый оттенок. Постепенно лицо приняло дремотное выражение. Мышцы шеи и плеч продолжали быть напряженными. Психо­корректор несколько раз с ощутимым для Ашота «усилием» поднял и опустил его правую руку. Затем легонько вложил свою правую ладонь в правую ладонь Ашота и несколько раз слегка пожал ее. Ладонь едва уловимо ответила. Частота пуль­са уменьшилась до 80 ударов в минуту. Психокорректор поло­жил правую кисть Ашота на свое плечо, которое тут же по­чувствовало «рефлекс» опоры. Голова Ашота стала поперемен­но опускаться и возвращаться в прежнее положение. Пульс 70 ударов в минуту. Корректор несколько раз ласково погла­дил Ашота по голове, после чего Ашот опустил голову и погру­зился в сон. Пульс 60 ударов в минуту; ритмичным стало ды­хание. Через 10 мин Ашот был пробужден. Он открыл глаза и улыбнулся. Лицо порозовело, отечность исчезла. «Мне было хорошо», — сказал он, — и сейчас хорошо. Спасибо».

Ашоту было сказано, что он может зайти к ним еще раз, если наша помощь ему потребуется. Он не пришел. Со слов племянника, посетившего пункт оказания психологической помощи через 4 дня, состояние Ашота с каждым днем улуч-

Стр. 21

шается. Исчезли черты инфантильности, появилась самостоя­тельность в решении повседневных проблем.