Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция: Межвузовский сборник научных трудов, страница 5

Арттерапия проводилась в Ереване и в п/л «Звенигород­ка». Председатель Детского фонда Армении, ректор консер­ватории Э. С. Оганесян собрал лучших музыкантов и певцов из числа студентов и аспирантов консерватории. Ведущий (или психолог) говорил с детьми только на армянском язы­ке.

Детей рассаживали в первых рядах зала со сценой. На сцене (или внизу возле детей) располагался ведущий (пси­холог или понявший и принявший суть арттерапии музыкант). Он начинал тихо говорить на армянском языке, свободно им­провизируя тему с заданными основными смысловыми блока­ми: «Мы, дети, с вами...», «Вы наши дорогие дети...», «Вся планета...», «Наша страна...», «У нас в Армении...», «Наши прадеды, деды, отцы...» Задача этого контакта — соединить одиноких, разобщенных горем детей с сильными взрослыми, со своей нацией, со своей страной, расширить их чувства до позиции Землянина. Условие: в содержание обращения к де­тям не включать травмирующие детей темы. Время беседы 1—4 мин.

Данный после этого импровизированный концерт состоял из трех этапов.

На первом этапе состоялось развернутое общение-обсуж­дение национальных инструментов, которые принесли с собой музыканты.

Здесь работают смысловые и эмоциональные блоки: «У нас и Армении...», «Наши предки...», «Наш народ...», «Наша му­зыка...», «Наши песни...» Детям предлагали назвать демонст­рируемые национальные инструменты (кяманча, дудук, клар-

Стр. 9

пет, свирель, зурна, ударные инструменты), послушать «нашу народную музыку». После одного-двух произведений желаю­щим предлагалось выйти на сцену и исполнить что-нибудь для других детей. Условие этого этапа коррекционной работы: начинают исполнять со спокойных не темповых произведений; репертуар строится так, что постепенно музыка становится громче и ритмичнее. Ведущий постоянно обращается к ребя­там в зале и к тем, что поднялся на сцену. Время первого эта­па 13—15 мин.

Второй этап концерта включал танцы и пение со взрослы­ми. Здесь работают глубинные ассоциации, связанные с эмо­циями, ритмами и движениями, приобретенными армянскими детьми во всем предшествующем опыте во время традицион­ных праздников и по случаю других значимых событий.

Условие этого этапа коррекционной работы: темповая, рит­мичная музыка; на сцену приглашают всех присутствующих детей; музыканты не просто исполняют, а сами танцуют вме­сте с детьми; другие взрослые выходят на сцену и танцуют с детьми. Время второго этапа 15—20 мин. На третьем этапе концерта темп и громкость музыки постепенно снижаются. Дети садятся па свои места. Ведущий предлагает детям успо­коиться, закрыть глаза и на фоне тихой музыки проводит суг­гестивную релаксацию. (В других случаях на фоне тихой му­зыки детям рассказывают сказку, где четко представлены за­вязка, конфликт положительных и отрицательных героев и «happy end».) Время третьего этапа 12—15 мин. Общее вре­мя сеанса терапии 45—50 мин. Арттерапия оказалась чрез­вычайно эффективной по своему психологическому воздейст­вию па детей *.

Па первом этапе арттерапии дети с готовностью слушали и принимали то, о чем им говорил ведущий. Надо сказать, что в этой исключительной ситуации общенациональной траге­дии все проводившие диалог с детьми сами находились в осо­бом эмоциональном состоянии (как и все армянское населе­ние) и их направленность на детей была исключительной. Дети легко раскрепощались, соучаствовали в концерте, всег­да называли национальные инструменты и всегда находилось немало мальчиков, готовых играть на них.

На втором этапе арттерапии дети с выраженным двига­тельным возбуждением начинали с готовностью исполнять ритмические и темповые национальные танцы. Неорганизован пая двигательная активность обретала русло ритмичных дви­жений и тревожные лица детей преображались удовольстви­ем от происходящего. Явно заторможенные дети сами не вы-

* При подготовке музыкального и песенного репертуара исполни гелям оказалось не так просто подобрать мажорную армянскую музыку (у армян больше минорной музыки) в соответствии с условиями арттерапии.

Стр. 10