Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция: Межвузовский сборник научных трудов, страница 6

ходили па сцену, их (настоятельно и доброжелательно) при­глашали принять участие в празднике. На сцене они останав­ливались и замирали. Но их не оставляли одних — взрослые и старшие дети приглашали к танцу. Во всех случаях арткоррекции дети, вышедшие на сцену, танцевали, а те, кто ос­тавался в зале, хлопали и притоптывали в заданном музыкан­тами ритме. Таким образом, заторможенные дети также зара­жались, слушая народные ритмы, и тем самым возвращались к сформированному в веках традиционному самоощущению.

На третьем этапе па фоне затихающей музыки детям опо­средованно внушались покой и уверенность в завтрашнем дне, формировалось чувство перспективы. При этом особой задачей всегда было освобождение от давящих устрашающих образов, связанных с землетрясением. Детям внушались кар­тины спокойной природы (ясного синего неба, зеленой травы, прозрачной чистой воды и теплых прекрасных гор), приятные ассоциации эмоциональных состояний. Психокорректор был всегда внимателен к каждому своему слову   нельзя было вы­зывать психотравмирующих ассоциаций. В финале дети вся­кий раз выражали огорчение, не желали расставаться с гостя­ми. Максимальное количество детей, с которыми можно до­статочно успешно работать в арттерапии — до 70.

Во всех видах психокоррекционной работы с детьми наиболее действенной оказалась идентификация, внимание и выра­женная расположенность психолога. При этом эмоциональная направленность на ребенка, готовность войти в его состояние и разделить его сочетались с готовностью сохранять нужную ребенку дистанцию. Это — профессиональная позиция в усло­виях коррекционной работы. Фрустрирующие факторы (само землетрясение и его последствия во всем многообразии нега­тивных последствий) повлияли на структуру самосознания детей всех возрастов. Мы наблюдали тотальную регрессию пси­хических свойств и личностных структурных звеньев во всех возрастах. Дети всех возрастов психически как бы опустились на более низшую ступень своего онтогенетического развития. При этом они ощущали себя не только младше самих себя, они становились внушаемыми и податливыми к воздействию. В условиях психокоррекционной работы они с готовностью и также с торопливостью принимали предлагаемые им формы об­щения как с детьми более младшего возраста; они были гото­вы играть в игры для детей более младшего возраста и т. п. Непрямое контактное релаксационное воздействие также охотно принималось детьми, и они с облегчением расслабля­лись.

Податливость, готовность, с которой многие дети принима­ли обращенные к ним предложения, производила устрашаю­щее впечатление: у большинства не было психической энерге­тики для самости и они спешили подчинить себя воле другого

Стр. 11

человека. (В нормальном психическом состоянии ребенок уже в раннем возрасте представляет собой выраженную динамич­ную «самость», которая может отдаваться воле другого, иден­тифицироваться с другим, но одновременно обособляться и от­стаивать себя — все определяет внутренняя позиция самого ребенка.) У детей, перенесших стресс, как бы перестала про­сматриваться внутренняя позиция. Очевидно, поэтому психо-коррекцнонная работа с детьми производила впечатление столь успешной: дети в своем большинстве шли на тесный контакт, отдавались воле поихокорректора. По словам родственников и воспитателей и по словам самих детей в первый же день после работы с психокорректором они лучше засыпа­ли, страхи отступали от них, снимались многие другие пробле­мы. Однако мы не забывали, что имеем дело с контингентом с повышенной суггестивностью и что в условиях всеобщей дестабильности нельзя вести строгое научное исследование.

Дети нуждались во внимании психолога и получали ею по мере возможностей бригады.