Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция: Межвузовский сборник научных трудов, страница 17

При изучении детей, которым была оказана психологиче­ская помощь в ортопедической больнице, мы наблюдали сле­дующий факт: существует определенная зависимость между степенью соматического повреждения, с одной стороны, и ко­личеством и степенью проявления симптомов, — с другой. Чем слабее полученная ребенком травма, тем более широко и явно (с самого начала) регистрируются симптомы, характеризую­щие состояние ребенка после землетрясения. При наиболее тяжелых случаях (ампутация конечностей) указанная выше симптоматика проявляется на начальных этапах относительно реже и слабее; однако по мере оказания психологической по­мощи, направленной па реабилитацию данных больных в от­ношении травмы, отмечаемая симптоматика также дифферен­цируется и фиксируется более полно и широко.

Однако делить психологическую помощь на два независимых этапа — оказание помощи в связи с тяжелой травмой и восстановление нормального состояния, характерного для пе­риода до землетрясения, — представляется нецелесообразным. Так, например, попытка восстановить сон ребенку с тяжелы­ми травмами нижних конечностей, который постоянно жало­вался на сильные боли в травмированных областях, путем ра­боты, направленной только на снятие этих болей, значительно­го результата не имела. При сочетании этой работы с психо-

Стр. 28

логической помощью по снятию страха землетрясения наблю­далось частичное восстановление сна, фиксируемое как самим пациентом, так и лицами, осуществляющими за ним уход.

Особую группу составляли дети-инвалиды, у которых от­носительно длительное время на первом месте существовали проблемы личного характера, связанные с их нынешним по­ложением. Их психологическое состояние характеризовалось тем, что практически у всех полностью отсутствуют в на­чальный период симптомы сейсмофобии, циктофобии и т. д. Дети-инвалиды полностью сосредоточены на своем увечье. Хорошо просматривается специфика этой фиксации в зависи­мости от возраста.

Дошкольники и младшие школьники большое внимание обращают на свои болевые ощущения.

Подростки гораздо сильнее и более длительное время фик­сируются на проблемах, связанных с социальными последст­виями их увечий. Их волнуют вопросы своего дальнейшего функционирования в социуме (что вполне понятно и объясни­мо), что в конце концов сказывается па динамике проявления симптомов. Длительное время эта симптоматика не проявляет­ся и начинает выступать на первый плап только по мере раз­решения больными (в нашем случае — с помощью психолога) ряда проблем личного характера, связанных с полученным увечьем.

Конечно же, не следует рассматривать появление сейсмо­фобии, клаустрофобии и т. д. в качестве показателя того, что подростки здесь и теперь решили большинство проблем, свя­занных с их новым положением в обществе (инвалиды), и что в дальнейшем их новый статус не будет вызывать значимых личностных проблем.

На наш взгляд, появление рассматриваемых симптомов и в некоторой степени «перекрывание» ими личностных проблем связано все-таки не со слабостью последних, а с силой первых. Это позволяет сделать вывод, что, несмотря на наличие серь­езных личностных проблем, обусловленных получением тяже­лой травмы, не менее личностно значимыми являются про­блемы, определяющиеся состоянием (общим и психологиче­ским) детей-инвалидов, перенесших землетрясение. В данном случае это означает ни что иное, как наличие необходимости оказывать психологическую помощь детям-инвалидам парал­лельно в двух направлениях: первичная социальная реабили­тация и ликвидация психологических последствий землетря­сения.

Безусловно, данную зависимость (количества и динамики симптомов от степени поражения), установленную эмпириче­ским путем на основе относительно ограниченного круга па­циентов, не следует принимать за основной закон функциони­рования и развития различного рода проблем у всех детей, по-

Стр. 29