Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция: Межвузовский сборник научных трудов, страница 41

Юноша же более опосредованно относится к своему поло­жению в обществе. Он все больше старается наедине осмыслить свою роль. Постепенно отделяясь от сверстников, ориентиру­ется на взрослого. Одной из причин такой ориентации явля­ется потребность в доверительном отношении со взрослым, ко­торая становится особенно актуальной в ранней юности. Сверстники в данном возрасте остаются достаточно значимы­ми, референтными объектами.

Стр. 66

Более ценными и личностно значимыми являются оценки старших. Взрослость ощущается уже как своего рода качест­во, которое не только дает большее количество привилегий, но рассматривается как определенный этап, период жизненного пути, когда на человека возлагается ответственность за дру­гих, самого себя и свое дело.

Установлено также, что половая идентификация определя­ет многие позитивные достижения в развитии личности — это самосознание, интересы, ориентация на будущее, стиль обще­ния со сверстниками. Однако половая идентификация может определить и негативные образования — грубость, агрессив­ность, интерес к алкоголю, курению и др.

Следующим значимым для подросткового и юношеского воз­раста звеном структуры самосознания является психологиче­ское время личности (прошлое, настоящее, будущее).

Подросток (юноша) проектирует себя в будущее, что сти­мулирует личность к развитию. Проекция в будущее посто­янно соотносится с прошлым и настоящим субъекта. Поэтому адекватность в прошлой, а особенно в настоящей жизни под­ростка влечет за собой адекватность взглядов на будущее.

Сказанное дает основание предполагать, что половая иден­тификация и психологическое время личности в подростковом и юношеском возрасте отличается большой сензитивностью к социальной ситуации развития. Нарушение межличностных отношений в семье, со сверстниками, учителями и обществом приводит к тому, что развитие этих звеньев самосознания ис­кажается.

Для проверки данной гипотезы объектом были выбраны подростки и юноши в возрасте 13—18 лет: 1-я группа — под­ростки и юноши, обучающиеся в общеобразовательной школе; 2-я группа — подростки и юноши, живущие и обучающиеся в школе-интернате; 3-группа — подростки и юноши, находя­щиеся под следствием (следственный изолятор), а также на­ходящиеся в спецПТУ для трудновоспитуемых.

По предварительным данным исследования, прослежива­ется явное различие между испытуемыми этих групп по иден­тификации со своим полом, а также по восприятию и структу­рированию психологического времени. Так, половина подрост­ков и юношей 1-й группы (общеобразовательная школа) иден­тифицируются с родителями и родственниками. Другая же половина не может вообще назвать образец для подражания.

Во 2-й группе картина выглядит иначе. Ориентация на ро­дителей, родственников занимает незначительный процент, но появляется ориентация на учителей, литературных героев. Пятая часть опрошенных хочет быть «похожими на себя».

В 3-й группе третья часть исследуемых идентифицируется с родителями, а четвертая часть этой группы, не признавая авторитетов, желает быть похожими только на себя.

Стр. 67

В последнем случае утеряна связь с социальным образцом. Если половина подростков и юношей первой группы стоит на распутье и их сознание не может определить тот или иной об­разец для идентификации, то часть подростков и юношей 2-й и 3-й групп склонны считать себя эталоном для подражания. Из беседы выясняется, что у них нет сосредоточенности на по­зитивных качествах личности, ценимых в обществе (честность, мужественность, деловитость и т. д.).

В конце концов подросток остается наедине с собой, ре­шив раз и навсегда порвать с авторитетами, и единственным образцом для себя определяет себя самого.

Если обратиться к семейным отношениям между подростка­ми (юношами) и отцами, следует отметить ряд претензий, вы­двигаемых подростком (юношей) по отношению к отцу. Пре­тензии присутствуют во всех трех группах, но отличаются по содержанию.