Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция: Межвузовский сборник научных трудов, страница 65

Анализ данных таблицы показывает, что с возрастом уменьшается процент детей, считающих более привлекатель­ной взрослость, и соответственно увеличивается процент детей, полагающих, что лучше быть детьми. Мы считаем, что за этим стоит, во-первых, повышение уровня умственных возможностей детей, проявляющихся при анализе явлений мира человече­ских отношений, во-вторых, несомненно, в этом находит отра­жение повышение с возрастом уровня «проблемности» жизни самого ребенка, и, в-третьих, это связано с постижением зако­номерностей человеческой жизни, конечности человеческого существования. Таким образом, ребенок становится более са­мостоятельным в своих суждениях, получает более реалистич­ные представления о «взрослом» мире. У детей не всегда сфор­мированы содержательные критерии взрослости, эти критерии случайны, они зависят от типичной представленности конкрет­ных, близких взрослых данному ребенку.

Как отмечалось выше, знание ребенком особенностей свое­го возраста, других возрастов, оценка привлекательности свое­го возраста могут вызывать желание «переместиться» в какой-либо другой. Проанализируем суммарные материалы по всей выборке испытуемых. Данные таблицы свидетельствуют, что в целом более половины испытуемых хотели бы превратиться во взрослого, причем с возрастом количество детей по этому показателю значительно снижается (от 76,9% в возрасте 4— 5 лет до 18,8% — в возрасте 9—11 лет). Одновременно с этим увеличивается число испытуемых, которые хотели бы остать­ся такими, какие они есть (от 4—5 до 9—11 лет наблюдается прирост в 4 раза—с 15,4 до 65,6%). Интересно в связи с этим отметить явное несоответствие ответов детей, полученных на вопрос: «Кем легче быть — взрослым или ребенком?» с жела­нием ребенка превратиться во взрослого. Во всех возрастных группах число детей, считающих, что взрослым быть лучше, превышает число детей, желающих превратиться во взросло­го. Исключение составляют лишь дети 6—7 лет. При этом

Стр. 107

разница в возрасте увеличивается (7,3% — в группе детей 4—5 лет, 34,3% — в группе детей 9—11 лет). То же можно сказать и относительно сравнения показателей количества де­тей, считающих, что лучше быть маленьким, и показателей желания превратиться в маленького, хотя здесь разница не столь велика. Одновременно можно отметить, как указывалось выше, значительное увеличение с возрастом числа детей, ко­торые хотят остаться такими, какие они есть. Вероятно, ука­занная разница в показателях может быть объяснена за счет этого. Дети, понимая особенности, преимущества и недостат­ки того или иного возраста, тем не менее хотят быть такими, какие они сейчас. При этом приводятся следующие характер­ные обоснования своего выбора: «взрослым как-то сразу не­ловко быть», «постепенно легче учиться», «не хочу быть ма­леньким или большим», «я не подрасту, а если стану взрос­лый — я же знать не буду», «две жизни человек не должен проживать», «взрослым сразу стать — так не бывает».

Анализ высказываний детей показывает, что выделяются в основном два их вида. Первый вид отражает понимание ре­бенком закономерностей человеческой жизни, постепенности его развития, становления. Такие дети стремятся пройти свой путь так, как положено, «как бывает», они не хотят ни в кого превращаться, хотят оставаться самими собой. Несомненно, это является одним из показателей позитивного личностного развития ребенка. Второй вид высказываний свидетельствует о существовании тревожности ребенка перед своим будущим, которая, вероятно, иногда определяется неизвестностью, неоп­ределенностью последнего. С этим связана и указанная выше бедность, ограниченность представлений детей о мире взрослых. Это как раз те случаи, на которые указывал А. И. Заха­ров (5), анализируя страх смерти и связанные с ним другие страхи.