Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция: Межвузовский сборник научных трудов, страница 68

Совершенствование воспитания подрастающего поколения требует изучения эффективных подходов, определяющих фор­мирование личности современного человека. Особая проблема заключена здесь в преемственности поколений в малочислен­ных этнических общностях в условиях их сосуществования с другими национальными культурами. Так, в районах Севера, где происходит интеграция коренных народностей и «пришло­го» населения, эта проблема особенно актуальна.

Бытие общественных отношений, как известно, в лично­сти формируется через присвоение человеком общественно

Стр. 111

значимых ценностей, через усвоение социальных нормативов и установок. При этом и потребности и мотивы каждой лич­ности отражают в себе общественно исторические ориентации той культуры, в которой развивается и действует данный че­ловек Сказанное означает, что человеческое существо может подняться в своем развитии до уровня человеческой личности только в условиях социального окружения, через взаимодейст­вие с этим окружением и присвоением того духовного опыта, который накоплен человечеством.

Индивидуальное бытие личности формируется через вну­треннюю позицию, через становление личностных смыслов, на основе чего человек строит свое мировоззрение, через содержа­тельную сторону самосознания.

Для каждого человека его система личностных смыслов определяет индивидуальные варианты его ценностных: ориен­тации. Человек с первых лет жизни усваивает и создает себе ценностные ориентации, которые складываются у него в его жизненном опыте и которые он проецирует на свое будущее. Именно поэтому столь индивидуальны ценностно-ориентационные позиции людей.

Как показано в современной советской возрастной психо­логии, развитие личности определяется не только врожденны­ми особенностями (если речь идет о здоровой психике) и не только социальными условиями, но и внутренней позицией — с возникающим еще у малого ребенка определенным отношением к миру людей, и миру вещей, и к самому себе. В первую очередь ребенок выделяет себя как персону (это происходит на протяжении всего раннего и дошкольного возраста). В ос­нове структуры самосознания личности лежит выделение себя как носителя определенного имени (имя собственное, местоиме­ние «Я» и определенный психический облик). Психологиче­ское «Я» — образ формируется с эмоционального (положи­тельного или отрицательного) отношения к людям и с изъяв­ления своей воли («Я хочу», «Я сам»), которая выступает как конкретная потребность ребенка. Очень скоро начинает про­являться притязание на признание, имеющее как позитивное направление развития, так и негативное. В то же время у ре­бенка формируется чувство половой принадлежности, что так­же определяет особенности развития личности. Особо надо указать на появление психологического времени личности, ког­да для ребенка появляется его личное прошлое, настоящее и будущее, он по-новому начинает относиться к самому себе — для него открывается перспектива его собственного развития. Важнейшее значение для развития личности ребенка имеет понимание того, что человек среди людей должен иметь обя­занности и права (4, 5).

Таким образом, самосознание ребенка развивается внутри следующей исторически сложившейся социально обусловлен-

Стр. 112

ной структуры блоков, определяющих это самосознание,имя собственное, личное местоимение, за которым стоит физиче­ский облик и индивидуальная духовная сущность, самоутвер­ждение (притязание на признание, подовая идентификация, самобытие в прошлом, настоящем и будущем, ценностное от­ношение к долгу и правам среди людей). Особое значение в развитии самосознания личности имеет осознание ею своей национальной принадлежности.

Структурные звенья самосознания личности В. С. Мухина понимает как глобальные в масштабе личности ценностные ориентации, соответствующие наиболее важным сферам ценностно-ориентационной деятельности   личности в окружаю­щем мире. Именно ценностно-ориентационная природа самосо­знания личности открывает, что отдельные звенья самосозна­ния представляют собой не разрозненные характеристики лич­ности, а ее ориентированность на ценности всей совокупности жизненной сферы человека.