Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция: Межвузовский сборник научных трудов, страница 57

Результаты экспериментов, проведенных на первом этапе исследования, показали, что дети часто по собственной инициа­тиве пытаются рассказать о себе в прошлом и будущем. Ме­тод индивидуальной беседы позволяет направить высказыва­ния детей в нужное исследованию русло, стимулирует ребенка к свободному рассказу о том, каким он был в прошлом, какой он в настоящем, каким будет в будущем.

Детям предлагали нарисовать свой портрет в прошлом, на­стоящем и будущем. Дети на листе бумаги, разделенном на три части, изображали: «какой я сейчас», «каким я был в про­шлом», «каким я буду в будущем». Данное задание попятно для детей, вызывает у них интерес. В обращении к детям мы не давали подробных инструкций, связанных с содержанием рисования. Рисунки анализировались по параметрам, которые не зависели от уровня технических навыков рисования ребен­ка. Нас интересовали представления себя маленьким, «сейчас» и в будущем, выраженные в графических образах.

Метод анализа продуктов деятельности дает возможность наглядно проследить в рисунках детей их представления об изменениях в своем облике во временной перспективе.

Стр. 93

Примененный метод фиксирования значимых ролей позво­лил выявить значимые для ребенка роли в сюжетной игре с временной направленностью.

В реальной ситуации подготовки к игре, когда идет рас­пределение ролей, часто случается так, что ребенок выбирает не ту роль, которую ему хотелось бы. Поэтому в эксперименте предлагалась предполагаемая ситуация выбора роли: «Если бы дети собрались играть в эту игру, то какую роль ты выбрал бы для себя?» В качестве предполагаемой сюжетной игры бы­ла выбрана игра «Семья». Выбор роли ребенок делает из пред­ложенного ряда ролей: мама, папа, дедушка, бабушка, ребенок.

Выбор ролей из сюжетной игры «Семья» обусловлен тем, что в данной игре представлен наиболее полный ряд персона­жей различного возраста.

С помощью метода рефлексии настоящего в прошлое и бу­дущее изучался индивидуальный опыт ребенка в формирова­нии образа — «Я» в прошлом и будущем.

Ребенку предлагалось прыгать в длину на расстояние, до­ступное и недоступное ему. В отдельном помещении пол раз­мечался тремя линиями. От первой линии ребенок прыгал. Вторая линия находилась на расстоянии, доступном для прыж­ка любому ребенку. Третья линия проводилась на таком рас­стоянии, на которое не может допрыгнуть даже взрослый. Сначала ребенку предлагается допрыгнуть до второй линии. После того как он справился с заданием, его спрашивали: «Когда ты был маленьким, ты смог бы допрыгнуть до этой линии?» Затем ребенку предлагалось допрыгнуть до третьей линии. Независимо от того, делал ли ребенок попытку или от­казывался прыгать, мотивируя это тем, что слишком далеко ему задавался вопрос: «Когда ты станешь взрослым, ты сможешь допрыгнуть до третьей линии?» Опыты проводились ин­дивидуально с каждым ребенком.

Объект нашего исследования — дети шестилетнего возра­ста, воспитывающиеся в детских садах № 18, 5, 33 и дети та­кого же возраста, обучающиеся в школе № 11, 10 г. Железно­дорожного Московской области. Всего было обследовано 212 детей.

Анализ данных беседы показывает, что шестилетние дети, воспитывающиеся в детском саду, и дети того же возрастав обучающиеся в школе, имеют конкретные представления о своем прошлом и будущем (табл. 1).

Дети 6 лет, воспитывающиеся в детском саду, по сравне­нию с детьми того же возраста, обучающимися в школе, в большей мере склонны характеризовать себя во времени с по­зиций изменения в росте.

Описание своего внешнего вида, действий, характерных для них в прошлом, дети и в детском саду и в школе дают эмоцио-

Стр. 94

Таблица 1

Особенности представлений о себе

во времени у шестилетних детей, %

Представления о себе, связанные с временными изменениями

Дети, воспитывающиеся в детском саду

Дети, обучающиеся в школе

Прошлое

Будущее

Прошлое

Будущее

Рост (величина)

Внешний вид, рост, действия

Деятельность, присущая возрасту

«Не знаю»

14

36

-

49

22,5

18,0

27,5

31,5

4,5

49,5

-

45,0

13

18

31,5

36