Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция: Межвузовский сборник научных трудов, страница 23

Следует отметить, что при таком способе работы реальна опасность фиксации ребенка на ритуальном рисовании и разрывании страха в случае его последующих неоднократных воз­вращений. Во избежание этого проводилась специальная бесе­да с родными о необходимости повторных обращении к тера­певту в случае частых рецидивов в ближайшее время и реци­дивов вообще в последующем. Еще раз подчеркнем, что в слу­чае невротических страхов это возможно, так как в основе их лежит, как правило, страх более общего порядка, например «страх не быть самим собой» как специфическое переживание семейных отношений [1, 4, 5].

Процедура символического отреагирования страха в виде рисунка и последующие действия дали эффект во всех наблю­давшихся случаях, в том числе и тогда, когда ребенок на пер­вом сеансе демонстрировал недоверие к экспериментатору и иронию по отношению к такому способу борьбы со страхом. В качестве иллюстрации изложенного приведем описание сле­дующего случая.

Альберт 3., 12 лет 4 месяца. Мальчик из Спитака.

В больнице находился в связи с переломом ноги. Первона­чально лежал в отдельной палате. Родные его не навещали. Близкие родственники живы. Работа с Альбертом осуществля­лась с 13 по 20 декабря.

Основная симптоматика: нарушения сна (особые трудности в переходе ко сну) в связи с боязнью повторения землетрясе­ния. Общее снижение продуктивности и работоспособности.

Первый рисунок: выбран черный цвет, нарисована женщи­на в профиль (обращен налево), руки и ноги не изображены, фигура затенена, не имеет четкой формы. Пышная прическа, большие глаза с прорисованными зрачками, оскаленный рот с зубами.

Пояснений к рисунку делать не стал, сослался на утомле­ние. Пожаловался на страх, возникающий вечером и мешаю­щий заснуть. С Альбертом была проделана процедура «рисо­вание и уничтожение страха»; был нарисован дом, покрытый трещинами. Рисунок клиент разорвал, обрывки были уничто­жены. В этот вечер Альберт заснул нормально, однако ночью несколько раз просыпался. При пробуждении быстро рисовал и разрывал изображение страха. Последующие ночи протека­ли нормально.

Дальнейшая работа с Альбертом проходила с использова­нием методик тренингового типа, направленных на повышение работоспособности, и была ориентирована на включение кли­ента в более разнообразную в эмоциональном и интеллектуаль­ном отношении деятельность. Альберт был переведен в общую палату, где имел возможность больше и разнообразнее общать­ся. С удовольствием рисовал, в том числе в отсутствие психо­лога. Предпочитал срисовывать (существенно повысить про-

Стр. 38

дуктивность не удалось), причем делал достаточно сложные и подробные копии. Читать предпочитал детские сказки, доста­точно точно их пересказывал. Иллюстрировал их, самостоятель­но выбирая цвет и композицию.

Динамика рисунков Альберта в течение недели (до отъез­да из Еревана) показала постепенное обогащение эмоциональ­ной сферы и восстановление интеллектуальной работоспособ­ности. Рисунки усложнялись по композиции, включали боль­шее количество деталей. Существенно обогащалась палитра, начинали преобладать «теплые» цвета. Ряд рисунков отражал воспоминания более раннего периода жизни, приятного для клиента, активно включалась любовная тема.

Последние перед отъездом рисунки * показали, что на дан­ном этапе можно было говорить о существенной психической реабилитации клиента, хотя ряд признаков указывал на це­лесообразность продолжения работы (были выражены, хотя и не так резко, как в начале работы, отдельные признаки страха и агрессии).

2. Экспресс-терапия нарушений социального поведения. Как уже указывалось, нами наблюдались нарушения возбуди­мого тормозимого круга. Первые проявлялись в возросшей аг­рессивности по отношению к близким, чаще к братьям и сест­рам, вторые — в замкнутости ребенка на фоне общей депрес­сии, но, как правило, при сохранении потребности в общении и взаимодействии.