Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция: Межвузовский сборник научных трудов, страница 93

Во время патопсихологического обследования ребенок дер­жится замкнуто, в контакт вступает с трудом. У него ярко вы­ражен мотив экспертизы, подсказку принимает легко, ориен­тируется на мнение психолога.

При обследовании познавательных функций — объем не­посредственного запоминания — норма, низкий уровень отсро­ченного воспроизведения. Опосредованно доступно, уровень опосредованного запоминания — норма. Уровень обобщений соответствует возрасту. Есть трудности переключения внима­ния, элементы инертности психических процессов. Утомляе­мость повышена.

При обследовании личности на первый план выступили: повышенный уровень тревоги, заниженная самооценка, не­устойчивый, завышенный уровень притязаний.

При обследовании контакта с родителями выявилось сле­дующее. Отношение к матери отличается амбивалентностью — Миша ее ценит, хочет вместе с ней делать уроки, гулять, но при этом нередко грубит, говорит гадости. На вопрос о том, за­чем он это делает, отвечает: «Не знаю»; на вопрос о том, что он чувствует во время конфликта с мамой, отвечает: «И злость, и тоску. Хочется, чтобы она заплакала и сразу жалко стано­вится». Формальные характеристики хорошего контакта с ма­терью — сохранены (контакт лицом к лицу, хороший контакт глаз, согласованность поз и т. п.). С отцом держится угодливо, застенчиво, неуместно хихикает. Формальных признаков кон­такта с отцом нет.

Во время клинической беседы Миша говорит, что у бабуш­ки в Подольске ему было гораздо приятнее, чем дома. «Дома что-то давит». «Я часто хочу, чтобы меня вообще не трогали и со мной не разговаривали. Долго с постели не встаю, чтобы день не начинать». Мама при Мише рассказала историю о том, как Миша бил кошку (в квартире живет кошка). Когда мама спросила его, зачем он это делал, ведь кошка не может защи­титься, Миша сказал: «Меня же папа тоже бьет, хотя я и сла­бее». Миша эту историю подтвердил.

Стр. 152

На основании вышеизложенного, опираясь на такие при­знаки, как: а) невротические симптомы, возникшие в связи с переездом в родительскую семью; б) высказываемые пре­тензии к родителям со стороны сына; в) амбивалентное отно­шение к матери; г) частые конфликты в семье; д) непослушание и грубость при общении с родителями — можно поставить психологический диагноз — синдром семейной дезадаптации (декомпенсированная форма).

II. Синдром социальной дезадаптации

Указанный синдром может наблюдаться в виде дезадапта­ции в школе и в детском саду.

Признаки компенсированной формы синдрома социальной дезадаптации (в детском саду) следующие:

1. Воспитатели недовольны поведением ребенка в детском саду. Жалобы могут касаться как слишком возбудимого, шум­ного поведения, так и слишком тихого, тормозного: «Ни с кем не играет, все больше один возится или на стульчике сидит». Нередко воспитатели указывают на отдельные поведенческие отклонения: занимается во время тихого часа онанизмом, мо­чится под себя во время дневного сна (во время дневного сна дома постель остается сухой).

2. Ребенок систематически ссорится с детьми в детском са­ду, но может хорошо ладить с детьми во дворе во время про­гулки или дома при общении с братьями и сестрами. Ссоры с детьми в детском саду могут быть обусловлены или агрессив­ностью ребенка, или его пассивно-страдательной, оборонитель­ной позицией («козел отпущения»).

3. Ребенок плохо ест в детском саду, при обычно хорошем аппетите дома.

4. Ребенок плохо спит в детском саду; между тем в домаш­них условиях нарушений сна нет.

5. С момента поступления в детский сад ребенок чаще бо­леет простудными заболеваниями. Такое заметное снижение иммунитета часто связано с психическим стрессом, в котором оказался ребенок.

Вышеперечисленные объективные признаки компенсиро­ванной формы синдрома социальной дезадаптации — это осо­бенности, наблюдаемые в открытом поведении. При этом ре­бенок на словах может объяснять, что он любит детский сад и хочет в него ходить, т. е. нет субъективного элемента стра­дания в связи с объективными показателями дезадаптации.