Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция: Межвузовский сборник научных трудов, страница 112

Наряду с идентификацией В. С. Мухина вводит понятие «обособление» как механизм индивидуализации личности. Оба понятия диалектически связаны, их частное проявление в процессе половой социализации личности становится ключевым в раскрытии механизмов этою процесса.

Половая идентификация в структуре самосознания лично­сти, по В. С. Мухиной («Я — Петя — хороший — мальчик— был, есть, буду — хочу — должен — имею право»), играет особую роль в развитии личности, являясь не только состав­ной частью структуры самосознания, обеспечивая важнейший аспект социализации, но и существенно влияя на формирование всех других элементов данной структуры.

Исходя из этих положений, были определены основные задачи исследования:

— выявление категориальных структур, отражающих в со­знании подростков из учреждений интернатного типа процесс половой идентификации;

— через исследование аффективных реакций подростков раскрытие их актуального отношения к различным половозрастным группам;

Стр. 182

— определение стереотипов полоролевой ориентации вос­питанников учреждений интернатного типа и подростков из семьи;

— выявление полового диморфизма в механизмах половой идентификации подростков;

— сопоставление и определение различий в половой иден­тификации у воспитанников учреждений интернатного типа и подростков из семьи;

— определение возможных компенсаторных факторов в развитии социально желательной направленности половой идентификации у воспитанников из учреждений интернатного типа.

Для решения этих задач были использованы методы экспе­риментальной психосемантики (личностный дифференциал), где в построении субъективного семантического пространства находит отражение категориальная структура сознания испы­туемых в заданной системе шкал и объектов. В математиче­ской обработке тестовых матриц были использованы варианты факторного и кластерного анализов.  Цветовой тест отноше­ний (8) с использованием аутогенной нормы Вальвефера-Люшера позволил определить характер аффективных реакций испытуемых как отражение их отношений к различным поло­возрастным группам. Основными методами исследований ста­ли различные варианты метода наблюдения, которые прово­дились в московском детском доме и в детских загородных ла­герях.

В исследованиях по экспериментальной психосемантике и цветовому тесту отношений приняли участие 47 подростков детского дома и 50 подростков из семей в возрасте от 11 до 14 лет.

Результаты исследований показали, что обобщенные струк­туры образов. Я у мальчиков и девочек различны. Наблюдает­ся половая дифференциация в механизмах реализации притя­зания на признание. Сама социальная ситуация в воспитании детей также по-разному влияет на развитие каждого элемента структуры самосознания у мальчиков и девочек.

Психологическое время личности (был, есть, буду), по данным А. А. Кроник и Е. А. Кроник, различно для мужчин я женщин (4; 12) Подростки-юноши, склонные более актуали­зировать прошлое через призму настоящего в случае позитив­ного оценивания последнего, как бы «снимают» негативное пе­реживание прошлого (пребывание в детском доме), легче адаптируются в новой социальной ситуации. Девушки, получив возможность после окончания средней школы-интерната по­ступить в вуз или оказавшись в социально благоприятной об­становке, острее переживают прошедшее в своей жизни, стал­киваются с серьезными субъективно-психологическими пробле­мами. В то же время в ситуации неблагоприятной среды маль-

Стр. 183

чики «сопротивляются» слабее, опасность развития ассоциального, криминогенного поведения у них выше.

Сложнее происходит их адаптация к условиям детского до­ма (интерната). Особая, наиболее тревожная тема в разгово­рах младших подростков — наличие родителей. Характерно, что об отце, как члене семьи, речь не идет. Ребенок, оказы­ваясь в детском доме, уверен, что он здесь ненадолго, есть ма­ма (тетя, бабушка, сестра), которая его скоро заберет. Вклю­чается механизм защиты против фрустрирующей ситуации, и наличие близких дает статус этой социальной защищенности. До тех пор пока у ребенка не установятся связи эмоциональ­ной привязанности с кем-нибудь из взрослых или детей, пока этап адаптации не приведет к формированию идентификации со «старыми» детдомовцами, ребенок 'будет защищаться часто даже воображаемым образом мамы («Да у меня миллион мам, понял?!»).