Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция: Межвузовский сборник научных трудов, страница 13

Как и во многих других случаях, коррекция применитель­но к Ашоту имела комплексное значение. Для его понимания мы должны принять во внимание возможность изменения кар­тины мира при регрессии столь глубокой и при фрустрации такого масштаба, как землетрясение, и потери близких. Речь даже идет не об изменении, а о синкретичной акцептуации картины мира. Согласно представлению, высказанному в свя­зи с исследованием картины мира у армянских детей, пере­несших землетрясение (Б. Г. Кравцов, А. Я. Венгер), синкре­тическая картина мира, которая формируется на ранних эта­пах развития ребенка, затем только частично претерпевает со­циализацию, а частично переходит в латентное состояние и продолжает играть огромную роль, особенно в творческой ак­тивности личности. Синкретическая акцентуация картины мира может актуализироваться в различных ситуациях, не­редко в связи с психологическим напряжением или интенсив­ными психотравмами и соответствовать регрессивным паттер­нам. В случае с Ашотом, по-видимому, имела место такая ди­намика: мир потерял свои устойчивые взаимосвязи, не на что опереться (симбиотическая зависимость), в нем может про­изойти все что угодно (отсюда тревожная возбудимость), осо­бенно ночью (нарушение сна), можно надеяться только на чудесное исцеление (обращение к корректору как к магу). Проявления, указанные в скобках, можно расценивать как вто­ричные защитные механизмы, возникающие вслед за регрес­сивной актуализацией синкретической картины мира.

Манипуляции психокорректора происходили в соответствии с вышеприведенной интерпретацией. Плавные вращения и поглаживания руки не только имели релаксирующий эффект на уровне физиологических реакций, но имели импрессивный и символический многозначный смысл — синтонность эмоцио­нального контакта, метаморфоза грозных толчков землетрясе­ния в безопасные колебания в руках «доброго мага». Можно говорить о телесной идентификации с успокаивающими мета­морфозами (более подробное обсуждение этого важнейшего транзиторного механизма выходит за рамки данной статьи). При этом символически «гармонизировался» один из важней­ших элементов картины мира — стихия воды. (В метафизиче­ском смысле шторм является одним из самых распространен­ным коррелятов любого стихийного бедствия.) Далее, мани­пуляции с рукой как с очень тяжелым предметом, сопровожда­емые легким покачиванием, должны были символически «гар­монизировать» другой элемент картины мира — землю опять же в «надежных руках мага». Высота подъема руки каждый раз была больше, чем глубина ее опускания, что свидетельст­вовало об «усилиях мага» и одновременно означало помощь.

Стр. 22

Покачивание утилизировало младенческие тенденции к тако­му успокоению на руках родителей. Легкое рукопожатие уже на уровне знаков имело, по крайней мере, два смысловых зна­чения: доверительное партнерство и «держание за ручку» (ути­лизация). Затем следует другой знак — рука Ашота на пле­че корректора. Смысл ясен — опора и поддержка. И послед­ний акт утилизации инфантильных тенденций — ласковое по­глаживание по голове — завершил коммулятивный механизм релаксации с конечным эффектом — погружением в обычный сон.

Следующий пример является иллюстрацией психокоррек­ции личности с психологической защитой «на сильной сто­роне».

Михаил Г., 63 года, житель г. Ленинакан. Инженер-элек­трик. Потерял во время землетрясения жену и взрослого сына. После эвакуации в г. Ереван быстро устроился на работу. По внешнему виду соответствует возрасту приблизительно 40 лет. Подтянут, одет со вкусом, просто. Все время улыбается. О сво­ем горе также рассказывает с улыбкой. Жалобы на нарушение сна, головные боли, снижение фона настроения, навязчивые мысли о погибших близких, непроизвольно возникающие и ост­ро переживаемые картины землетрясения. Всегда рассчитывал только на свои силы. В настоящее время пытался усилием воли овладеть своими переживаниями, отвлечься в работе, рацио­нализировать свои горестные мысли посредством «единения со всей нацией», установок на «новую жизнь»: «Сделать все, чтобы больше этого не повторилось», — и т. п. Однако в уеди­нении, особенно в ночное время, эти усилия не приводили к же­лаемым результатам.