Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция: Межвузовский сборник научных трудов, страница 113

Ребенок расплачивается за адаптацию распадом эмоцио­нальных связей с близкими, искажениями в механизмах уста­новления идентификации.

В детском доме подросток вынужден присваивать нормы поведения и отношений, в том числе и взаимоотношений меж­ду полами, которые складываются в зависимости от уровня воспитательной работы. Можно было наблюдать, как чисто формальный подход к организации жизнедеятельности детей приводил к потере эмпатийного контакта между взрослыми и детьми (особенно в старших группах). Возникающие барьеры, смысловые и эмоциональные, делают невозможным реальный контроль и воздействие взрослых на развитие отношений меж­ду подростками. В результате в детской среде формируется субкультура отношений обособления.

В. С. Мухина выделяет две противоречивые тенденции: обособление от внешней среды (на основе идентификации «мы — детдомовцы»), и отчуждение, обособление друг от дру­га в своей среде, в том числе и обособление по признаку пола. Последнее приводит к искажениям в восприятии друг друга, возникают серьезные и устойчивые барьеры в понимании и принятии представителей другого пола.

Психосемантические исследования субъективной репрезен­тации полового диморфизма подтвердили наличие в сознании подростков детского дома неадекватности в восприятии друго­го пола, своего пола, и себя, как представителя данного пола. Эти исследования также позволили выйти на изучение про­блемы соотношения категориальной структуры полового ди­морфизма в сознании подростка и аффективного переживания реальной социальной ситуации взанмоотношений полов.

В полученных результатах факторного анализа первого этапа исследований в группе мальчиков из детского дома по объекту «Мальчики» был выделен фактор «Тревожность» (тре-

Стр. 184

вожность — 0,90;      робость — 0,82;        опасность — 0,78; гру­бость — 0,70; на противоположном         полюсе — смелость, си­ла).

Эти данные совпадают с наблюдениями. Мальчишеская среда значительно более агрессивна, более отгорожена от влияния взрослых (в основном женского педагогического кол­лектива).

В группе девочек по тому же объекту был получен амби­валентный фактор «Тревожность — доброта» (в данный фактор также вошли шкалы: ум — 0,71, сила — 0,69, активность — 0,66).

В оценке своего пола девочки также актуализируют тре­вожность в факторе «Послушность — тревожность» (на про­тивоположном полюсе фактора: доброта — 0,13). В первом факторе по объекту «Девочки» у мальчиков шкала «тревож­ность» (0,52) оказалась на противоположном полюсе фактора «Сила».

Оба пола актуализируют тревожность в восприятии пред­ставителей своего пола. Половой диморфизм в восприятии дру­гого пола по этому важному для подростков показателю про­является в том, что мальчики в отличие от девочек отрицают его наличие у последних. В данном случае метод личностного дифференциала не позволил определить содержание фактора «Тревожность»: это могут быть и чувства, которые вызывает противоположный пол, и экстрариоризированная идентифика­ция с другим полом у девочек, и обособление у мальчиков.

В любом случае противоположный пол мальчики детского дома воспринимают как более благополучный. Наблюдения этот вывод подтверждают.

Если у мальчика-подростка нет возможности установить тесный эмпатийный контакт с педагогом-мужчиной (опосредо­ванного значимой для подростка деятельностью), то, с возра­стом, отдаляясь от женской опеки воспитательницы, он замы­кается в среде сверстников и идентифицируется со старшими подростками, как правило, из асоциальной группы, наиболее активной и влиятельной в его среде, от которой он находится в полной зависимости. В своих крайних формах отношения в таких группах строятся на приемах уголовной психологии с властью агрессивного лидера и его приближенных — беспре­кословными исполнителями его воли и обязательным отвер­женным. В условиях примитивной группы идентификация и обособление личности происходит также на примитивном уровне: «Мы» в противопоставлении «Они» (6; 40).