Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция: Межвузовский сборник научных трудов, страница 62

Критериями зрелой личности в аспекте звена психологи­ческого времени структуры самосознания являются, на наш взгляд, умение относиться к любому своему возрасту как к ценности, как к закономерному этапу своего жизненного пу­ти, и в каждый данный момент жизни максимально использо­вать позитивные возможности и учитывать негативные аспек­ты того или иного возраста.

В работе использовался анализ данных как опубликован­ных дневниковых наблюдений, так и материалов собственных наблюдений за детьми в возрасте от 1 года 6 мес. до 7 лет.

Для целей исследования была разработана и апробирована специальная методика. Ребенку задавался вопрос: «Кем луч­ше быть — взрослым или ребенком? Почему?» Далее ему пред­лагали ситуацию: «Вот придет к тебе волшебник и скажет, что он умеет превращать детей в больших, взрослых или в ма­леньких. В кого ты захочешь превратиться — в маленького ребенка, во взрослого или захочешь остаться таким, какой ты есть?» После ответа мы просили ребенка обосновать выбор возраста.

Всего в исследовании приняло участие 240 детей в возра­сте от 3 до 11 лет. Ввиду сложности второй части основной методики она использовалась в работе с детьми старше 4 лет.

В отдельных случаях мы проводили углубленное психоло-

Стр. 102

гическое обследование личностных особенностей детей. Для этого использовались методики: 1) «Лесенка» (для исследова­ния самооценки и представлений ребенка об отношениях к не­му других людей); 2) рисуночные пробы («Дом — дерево — человек», «Кинетический рисунок семьи»); 3) САТ (детский вариант тематического апперцептивного теста); 4) тест школь­ной тревожности; 5) анализ рисунков ребенка на темы «Ка­кой я был маленький», «Какой я сейчас», «Каким я буду, ког­да вырасту»; 6) тест временной перспективы; 7) «цветик-се­мицветик» (для исследования потребностей сферы); 8) бесе­ды с родителями 'и педагогами.

По данным дневников, ребенок высказывает соображения относительно своего возраста уже на третьем году жизни.

Из дневника Л. Пантелеева. «Мама, укладывая тебя спать, говорит тебе:

— Маленькие дети должны спать в маленьких кроватках.

— Маша (2,1,19)* большая, — отвечаешь ты.

— Большая? А разве большие дети когда-нибудь пи-пи в шта­нишки делают?

— Маша маленькая, — говоришь ты» (14).

Из дневника М. Стахорской. «Это такая простая вещь и ты не знаешь, Бог слетает в пустыню». Тетя Надя улыбнулась и заметила, что Масик (4,11) ничего не понимает и не знает. Масик протянул ручку вперед и обиженно заявил: «В четыре года разве можно все понимать?» (3).

Ребенок считает себя большим или маленьким, причем эти слова несут в себе явный оценочный смысл. Называние ребен­ком себя большим или маленьким зависит от его наличных по­требностей — он может называть себя по необходимости боль­шим или маленьким, выгадывая себе тем самым определенные преимущества. Ребенок может называть себя маленьким для того, чтобы оправдать свои недостатки, неумения, незнания.

Из дневника В. С. Филатова. Андрей (4,0,5): «Утром, когда я хотел его причесать, заявил: «Не надо, не надо мне помо­гать, я сам, я могу без твоей помощи сделать. Я хочу как взрослые причесываются, как папа» (19).

Из дневника А. Д. Павловой. Адик (3,9,16): «Мама, если я весь суп съем, я буду большой, как папа! Помори, помори, какой я-то!» — быстро вскакивает из-за стола, вытягивается во весь свой рост и убеждает взглянуть на него. «И ножки большие!» — восклицает с гордостью» (13).

Из дневника Л. Пантелеева. Маше (3,3,12) «сказали, что если будешь есть — вырастешь большая.

Часто прибегает ко мне и очень смешно показывает, как она выросла: вытягивается на цыпочках, при этом выпячивает

* Здесь и далее цифры в скобках обозначают количество лет, ме­сяцев, дней ребенка.

       Стр. 103

живот, таращит глаза, шейные сухожилия напрягаются, рот почему-то тоже участвует в этой демонстрации роста — растя­гивается чуть ли не до ушей» (14).