Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция: Межвузовский сборник научных трудов, страница 2

Включенное наблюдение в посткатастрофпческой ситуа­ции — дистантный метод экспресс-диагностики. Психолог на­ходится возле детей, помогает удовлетворить ситуативно воз­никающие потребности, но не выступает как активная сторо­на, соблюдает дистанцию, не допускает физических контак­тов и исподволь наблюдает за поведением и состоянием детей. Соблюдение дистанции позволяет, не травмируя дополнитель­но ребенка, установить отклонения от нормальною для дан­ного возраста поведения на всех возрастных этапах.

Стр. 4

Первая-вторая неделя после катастрофы. Сразу просматри­ваются эффективно-шоковые реакции на стресс, выявляются две формы реакций. Типичной формой аномального поведения на первой стадии эффективно-шоковой реакции является резкое двигательное возбуждение. Дети всех возрастов (до­школьного, младшего, среднего и старшего школьного) в этом случае проявляют внешне сходное возбуждение: быстро хо­дят или бегают без видимой цели; размахивают руками; изда­ют некоммуникативные звуки, что-то выкрикивают, воскли­цают, смеются; возбужденно без смысла толкают друг друга, отвлекаются, становясь агрессивными, начинают драться; из-за малейшего повода начинают плакать и др. По виду они вот-вот упадут от перевозбуждения и усталости, но при этом они не могут организовать себя и успокоиться. Такая анома­лия поведения была очень распространена.

Второй типичной (не менее распространенной, чем двига­тельное возбуждение) формой аномального поведения явля­ется ступор. Это реакция на стресс, которая проявляется в форме обездвиженности, оцепенения. Ребенок, находящийся в ступоре, сидит или стоит неподвижно, ссутулившись, скор­чившись, взгляд устремлен «вникуда».

Четвертая-пятая неделя после катастрофы. Наблюдение детей через месяц после катастрофы обнаружило у большин­ства астенический синдром — это вторая стадия эффективно-шоковой реакции. Явно наблюдались вялость, желание поле­жать в кровати, расстройство сна и аппетита, раздражитель­ность. Нередко среда детей вспыхивали драки. Некоторые падали в обморок от головокружительного для них движения веток высоких деревьев. Наблюдались и истерические реакции. Так, один десятилетний мальчик всякий раз травмировал свою заживающую на ноге рану (ранение получил во время землетрясения) для того, чтобы окружающие постоянно ока­зывали ему внимание. Ступорозных аномалий по прошествии указанного времени среди обследованного контингента детей нами не наблюдалось.

Включенное наблюдение в посткатастрофических ситуа­циях выступает как предтеча контактных методов экспресс-диагностики; оно дает основание для выбора стратегии коррекционной работы с ребенком.

Включение в общение по поводу предлагаемой деятельно­сти в посткатастрофической ситуации — контактный метод. Психолог предпринимает попытки к включению ребенка (группы детей) в общение, используя разнообразные приемы Конечная цель — включение в диалог и совместную деятель­ность. Этот метод позволяет более точно установить отклоне­ния в психике ребенка.

Учитывались: форма и стадия реакции на стресс; индиви­дуальные особенности социальных реакций ребенка и его

Стр. 5

личностная позиция к себе и другим людям; пол; возраст; ущерб от катастрофы и др. Применялись: принятые в миро­вой психологии приемы включения в общение (тактильный контакт; доверительные формы вербального контакта; кон­такт по поводу совместной деятельности и др.). Было отмече­но: чем сильнее регресс, тем более простую деятельность принимает на себя ребенок (в крайнем случае — манипули­рование, элементарные стереотипные действия), тем более простые формы общения становятся приемлемыми для вклю­чения ребенка в контакт.