Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция: Межвузовский сборник научных трудов, страница 100

Наука отражает реалии современной жизни и в каждом из направлений как советской, так и зарубежной психологии представлены все аспекты нравственного развития. В каждом из направлений один из уровней выступает как ведущий, од­нако ни в одном из них не сделана попытка объединения всех трех и создания единой теории нравственного развития.

В современной психологии проблема нравственного разви­тия принадлежит к числу новых, теоретически и эксперимен­тально мало разработанных проблем.

Новизна исследования состоит в построении понимания нравственного развития как соединения в человеке способно­стей к самореализации и нравственному самоограничению.

Мы стремимся доказать, что истинно нравственное поведе­ние выступает как истинно нравственное только тогда, когда нравственный поступок отвечает и жесткому нормативу пове­дения, и в случае свободного использования норматива, я в случае отступления от нормы поведения во благо человека.

Новизну исследования и ее теоретическое значение пред­ставляет и установление психологической специфики нравст­венного развития и выделение психологических аспектов и за­дач исследования нравственного развития.

Разработка общей теоретической картины проблемы нрав-

Стр. 163

ственного развития на разных этапах онтогенеза на основании анализа различных теоретических концепций является также теоретически значимой задачей.

Внутри теоретических представлений представлены вопро­сы присвоения нравственных норм, их интериоризации, особен­ностей развития личности, обсуждаются когнитивный, дейст­венный и эмоциональный аспекты, однако теоретического обоб­щенного понимания их единства не представлено.

В работах отдельных исследователей выделяется домини­рующий уровень, вокруг которого рассматривается конкрет­ная частная структура процесса нравственного становления личности.

С достаточной степенью условности можно констатировать, что в работах С. Л. Рубинштейна, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева ведущим в нравственном развитии личности являются эмоциональный, действенный, когнитивные уровни.

Рубинштейн С. Л. говорит о том, что личность имеет опре­деленные ценностные ориентации, она носитель ценностных ориентаций, она выделяет из окружения то, что значимо для нее в мире. Личность, по его мнению, всегда занимает опреде­ленную позицию ко всем внешним событиям, к бытию общест­венных отношений, в этом выражение ее активности, — внеш­ние причины действуют через посредство внутренних. Лич­ность вбирает все богатство бытия общественных отношений через себя, через свою позицию. Наивысшим утверждением че­ловека выступает чувство любви.

Любовь выступает как утверждение бытия человека. Лишь через свое отношение к другому человеку человек существует как человек. Фундаментальное и чистейшее выражение люб­ви, любовного отношения к человеку заключено, по его мне­нию, в формуле и чувстве: «Хорошо, что вы существуете в ми­ре». Свое подлинное человеческое существование человек об­ретает, поскольку в любви к нему другого человека он начи­нает существовать для другого человека. Любовь выступает как усиление утверждения человеческого существования дан­ного человека для другого. Моральный смысл любви в том, что человек обретает исключительное существование для другого, проявляющееся в избирательном чувстве. С началом любви человек начинает существовать во всей полноте своего бы­тия. Бескорыстная радость от того, что в мире живет другой, утверждает достоинства и лучшие качества человека. С. Л. Ру­бинштейн отмечает и возможные негативные сопровождающие качества, — психологию собственности, ревности и т. д.

С. Л. Рубинштейн отмечает, что любовь, как и всякое нравственное качество, не является врожденной, любовь муж­чины и женщины появляется через любовное отношение к ма­тери, отцу, брату, сестре. Через любовное отношение к друго­му и через другого происходит самоактуализация личности.

Стр. 164

Для Л. С. Выготского личность развивается через других, через присвоение способностей других людей: «Через других мы становимся самим собой». Здесь идет идея присвоения. Че­рез общение индивид присваивает высшие психические функ­ции и мораль.