Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция: Межвузовский сборник научных трудов, страница 33

норируя какие-либо замечания. Обнаруженные вещи с интере­сом показывают остальным детям, высказывая свои суждения: «О! Богатая! Тетя богатая! Какая богатая!», «А мне прине­сешь такую книжку?», «А когда ты придешь?».

В это время менее инициативные дети толпятся друг воз­ле друга, не имея смелости вступить в контакт с новым взрос­лым. Они в некотором оцепенении следят за всеми действиями своих активных товарищей.

Получив что-нибудь вкусное, дети постепенно расходятся. Большинство из них внешне как бы утрачивает интерес к но­вому человеку. Лишь два-три ребенка после получения гостин­ца продолжают оставаться возле взрослого, проявляя к нему интерес.

Следует отметить, что дети, получившие угощение или же испытавшие ласковое к себе отношение, обязательно сообща­ют об этом своему воспитателю: «А мне тетя конфетку дала!», «А тетя меня поцеловала!».

У многих детей после особого внимания со стороны работ­ников детского дома (например, были в гостях на выходные) проявляются отрицательные формы поведения: зазнайство, не­уступчивость, обособленность. Побывав в гостях, например у одного из воспитателей, они становятся ласковыми и внима­тельными по отношению именно к данному воспитателю. Од­нако нередко после подобного «любовного» отношения дети проявляют определенную практичность, стараясь извлечь из этих отношений выгоду: «А я сегодня буду дежурить?», «А кон­фету дашь?», «Поцелуй меня!», «Ты что принесешь?»

Негативное поведение (хвастливость, агрессивность, замкну­тость) отмечается также у большинства детей после посеще­ния их родственниками,

Приведем одно из протокольных наблюдений.

Вова Г. (6,4). Сообщение воспитателя о приходе бабушки к Вове вызвало среди детей сильное возбуждение. Алеша М. одним из первых побежал к бабушке, за ним еще несколько ребят. Сам Вова внешне степенно, без суеты последовал за товарищами (до этого большинство детей были увлечены иг­рой. После прихода гостя остался играть в группе только один ребенок).

Дети, окружившие бабушку и сидящего на ее коленях Во­ву, ведут себя очень беспокойно, расталкивают друг друга. Каждый из желающих вступить с бабушкой в общение пере­бивает другого: «Подожди, я расскажу», «Дура!», «А у меня какой бантик!», «Мы сегодня купались!» и т. п. При этом Во­ва, ответив на ласку бабушки лишь только улыбкой, сразу тя­нется к ней в сумку. Получив гостинец, полностью переключа­ется на него. Заботливое отношение бабушки принимает де­монстративно снисходительно. Попытка Алеши М. без разре­шения взять из кулька конфету вызывает у Вовы бурное не-

Стр. 54

годование. Он быстро выхватывает из рук Алеши конфету, возмущенно кричит: «Че воруешь!» Предложение бабушки угостить товарища вызывает недовольство: «Он ворует всегда!»

После ухода бабушки Вова ведет себя агрессивно и высо­комерно по отношению к сверстникам. Он устраивает «охоту» на тех детей, которые (по словам товарищей, добивающихся его расположения) «воровали» конфеты, принесенные ему. При этом, побив одного «виновного» (бьет его ногой без пре­дупреждения и пощады), он в сопровождении группы из трех-четырех ребят проявляет последовательность в поисках очеред­ного «виновника». С силой ударив жертву, произносит торже­ствующим голосом: «Так, этот получил. Еще кто?»

На возмущение взрослого отвечает с уверенностью в пра­вильности своего поведения: «Пусть он не ворует. Видели, как он из моих гостинцев брал конфеты». Говорит с надмен­ным выражением лица, с резкой, жесткой интонацией в голо­се. Присутствие взрослых его не смущает. Обнаружив очеред­ную жертву, он с таким же хладнокровием бьет его в ногу, как и предыдущих детей.

Наказанный, Вова сидит с тем же холодно-отчужденным выражением на лице. Сверстники, сопровождавшие его, нахо­дятся рядом с ним.

Из наблюдения следует, что на развитие негативных форм поведения у детей, воспитывающихся в условиях детского до­ма, влияют отрицательные черты характера тех сверстников, которые имеют определенное преимущество в своем положе­нии (возможность постоянного контакта со своими близкими или бывают чаще в гостях у кого-либо из работников детского дома).