Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция: Межвузовский сборник научных трудов, страница 60

Стр. 98

Данные обследования шестилеток по методике рефлексии настоящего в прошлое и будущее показывают, что дети соот­носят свои достижения в настоящем с возможностями в про­шлом и будущем. Оценка своих возможностей в прошлом суще­ственных отличий у дошкольников и школьников не имеет 66% детей 6 лет из детского сада и 68% детей того же возра­ста из школы считают, что, будучи маленькими, они не смог­ли бы прыгнуть на то расстояние, которое доступно им сейчас. Оценка своих возможностей в будущем более адекватна у до­школьников — 42% детей из детского сада считают, что не смогут прыгнуть в будущем на расстояние, не доступное взрос­лому человеку. Среди школьников количество детей, реально оценивающих свои возможности, уменьшается до 24%.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы. В самосознании личности шестилетнего ребенка идет активный процесс осознания себя во времени. Обращение ре­бенка к его прошлому и будущему в специально организован­ной сюжетной игре вызывает у него активный интерес, эмоцио­нальный отклик. В самостоятельной игровой деятельности де­ти склонны изображать отвлеченный образ взрослого или ре­бенка. Такие роли, в которых ребенок изображает именно се­бя в прошлом или будущем, не свойственны детям.

В структуре самосознания детей 6 лет, воспитывающихся в детском саду, и их сверстников, обучающихся в школе, идет формирование психологического времени. Дети имеют опреде­ленное представление о себе, высказывают отношение к себе в прошлом, настоящем и будущем.

Фактор места, в данном случае условия воспитания шести­летних детей в детском саду и условия обучения их в школе, оказывают заметное влияние на психологическое время лич­ности ребенка.

Школьники 6 лет включают в свое прошлое не только то время, когда они были совсем маленькими, но и когда ходили в детский сад. Рассказывая о своей деятельности в настоя­щем, они называют наряду с продуктивными видами деятель­ности и учебную.

Ориентация в личностном времени детей 6 лет, воспитыва­ющихся в детском саду, характеризуется полярностью: они не хотят снова стать маленькими — хотят сразу стать взрослыми. У детей 6 лет, обучающихся в школе, намечается более кон­кретное представление о ходе своего жизненного пути. На­правленность в будущее характерна для обеих групп детей, однако шестилетние первоклассники имеют более конкретную ориентацию.

Дети 6 лет хорошо знают о своей половой принадлежности в настоящем и будущем. Половая идентификация в прошлом более выражена у шестилетних школьников.

Стр. 99

Шестилетние дети имеют отчетливые ориентации на воз­раст. У дошкольников несколько больше желание быть взрос­лым. Среди школьников 6 лет количество желающих быть взрослыми и детьми уравнивается.

Рефлексия настоящего в прошлое у школьников и дошколь­ников 6 лет существенных расхождений не имеет — почти все дети обеих групп считают, что в прошлом они не смогли бы достигнуть того, что могут в настоящем. Рефлексия настоя­щего в будущее характеризуется тем, что шестилетки, обуча­ющиеся в школе, проявляют повышенную уверенность в своих достижениях в будущем.

ЛИТЕРАТУРА

1. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы // Документы и материалы М , 1984

2. Головаха Е. И., Крон из А. А Психологическое время личности. Киев, 1983.

3. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. М, 1975 С. 228, 230.

4. Мухина В. С. Проблемы генезиса личности. М, 1985.

5. Мухина В. С. Детская психология. М., 1985.

6 Мухина В. С. Шестилетний ребенок в школе. М, 1986.

И. Е. Валитова

ОТНОШЕНИЕ К СВОЕМУ ВОЗРАСТУ У ДОШКОЛЬНИКОВ

И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Проблема онтогенеза личности, ставшая особенно актуаль­ной в настоящее время, требует исследования ее важнейшей характеристики — самосознания. Самосознание рассматрива­ется в психологии как один из механизмов осуществления лич­ностью самой себя, реализации своей сущности. Самосознание имеет сложную, разноуровневую структуру (11, 17). Бытие личности во времейи отражается в структуре ее самосознания в форме существования особого его звена — осознания себя во времени. Это дает возможность личности строить перспек­тиву собственной жизни, осознавать себя в широком социаль­но-историческом контексте. Утверждение своей ценности и значимости, являющееся основой чувства собственного досто­инства, в немалой степени определяется возможностью осозна­ния себя в прошлом, настоящем и будущем