Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция: Межвузовский сборник научных трудов, страница 72

III этап — уничтожение рисунка. Прежде всего нужно по­лучить от ребенка признание того, что на рисунке действи­тельно изображен его страх (или страх игрового персонажа)— и, следовательно, теперь этот страх не внутри (в голове, или в сердце, или в груди), а снаружи. А раз он тут, снаружи, то теперь его легко прогнать, уничтожить: для этого достаточ­но разорвать рисунок. Ребенку предлагают проделать это.

В это время, когда ребенок разрывает рисунок, психолог негромко, но на высоком уровне эмоциональности проводит косвенное внушение: «Вот так, рви на мелкие кусочки — что­бы ничего не осталось! Чтобы страх совсем ушел и никогда больше не возвращался. Рви еще мельче — чтобы все страхи сами тебя испугались и убежали. Да, вот так! Чтобы не оста­лось совсем никакого страха!» и т. п. Затем обрывки выбрасы­ваются.

Если у ребенка высока эмоциональная чувствительность, сензитивность, то во избежание чрезмерного эмоционального возбуждения лучше предложить не рвать рисунок, а смять, скомкать его и выбросить. Внушение в этом случае не должно проводиться чрезмерно эмоционально.

В случае, если ребенок скован, заторможен, то в разрывании (или комкании) рисунка может принять участие психо­лог («Я тебе помогу выгнать страх, чтобы он ушел и никогда больше к тебе не возвращался»).

После того как рисунок разорван ребенком (возможно, при участии взрослого), психолог собирает обрывки, специально подчеркивая, что собирает их все до единого, чтобы ни одного не осталось. Скомкав обрывки, он энергично выбрасывает их («Вот так! Чтобы совсем ничего не осталось»). Все это про­делывается чрезвычайно эмоционально, серьезно и сосредото­ченно. Если рисунок не разорван, а скомкан, выбрасывание проводится в принципе так же.

Иногда рисунок, сделанный ребенком, не отражает испы­тываемого им чувства страха. Это можно заметить как по пове­дению ребенка во время рисования, так и по впечатлению, про­изводимому самим рисунком. В этих случаях лучше всего не рвать и даже не сминать рисунок, а просто отложить его в

Стр. 118

сторону и перевернуть, не давая сколько-нибудь подчеркнуто­го внушения. Последующие этапы в этом случае проводятся так же, как и в других случаях.

IV этап — рациональное объяснение ребенку смысла по­казанного приема. Ребенку объясняют, что теперь он знает, как прогонять страх. Значит, если ему вдруг снова станет страшно, он не будет бояться, а просто нарисует свой страх и прогонит его так, как он сделал это только что. Для этого даже не обязательно на самом деле рисовать и рвать рису­нок — достаточно только представить себе, как ты это де­лаешь.

Школьникам дается более подробное объяснение с напоми­нанием о том, как сначала страх превратили из настоящего в нарисованный, а потом уже легко смогли уничтожить. Рацио­налистичным детям, склонным к рефлексии (особенно под­росткам), полезно представить всю процедуру как психотех­ническое средство, сделав акцент на том. что это процедура, помогающая человеку управлять самим собой, своим душев­ным состоянием.

V этап — релаксация, сопровождаемая внушением (оно проводится в бодрствующем или дремотном состоянии в зави­симости от индивидуальных особенностей человека и его отно­шения к ситуации). Внушение включает две основные темы: 1) страх преодолен и больше не вернется; теперь ребенок бу­дет спокойно спать, ничего не будет бояться; 2) ребенок знает, что делать, если ему вдруг снова станет страшно: он легко смо­жет прогнать страх, нарисовав его и разорвав рисунок или только представив себе, как он это делает.

Обе темы повторяются несколько раз в разных вариациях. Не следует бояться того, что они противоречат друг другу. Это противоречие детьми не замечается. Указать на возможность возвращения страха необходимо, так как иначе первое же по­явление этого чувства снимает эффект коррекционной работы. При этом первая тема (исчезновение страха) 'будет поддержа­на испытуемым ребенком во время релаксации чувством удо­вольствия (особенно по контрасту с эмоциональной напряжен­ностью во время рисования).