Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция: Межвузовский сборник научных трудов, страница 84

Дифференциация — это увеличение внутреннего многооб­разия, внутренней неоднородности. Внутренняя сложность вы­ступает необходимой предпосылкой гибкого приспособления к требованиям неоднородной и изменяющейся среды. Примитив­но устроенная система способна эффективно функционировать лишь в стабильных внешних условиях. С другой стороны, естественно развивающаяся система усложняется прежде все­го за счет расширения поля деятельности. Поэтому зрелость личности самым непосредственным образом связана с жизнен­ным опытом, который означает богатство представлений, зна­ний, умений, приобретаемых индивидом в процессе овладения материальной и духовной культурой человечества, в процессе общения с другими людьми. Жизненный опыт предполагает также внутреннюю переработку впечатлений, но это уже ско­рее момент интеграции опыта.

Интеграция — это процесс соединения, увязывания отдель­ных частей целого между собой. Интеграционные тенденции изначально присущи личности, которая на уровне психики представляет аналог того, чем является организм на биологи­ческом уровне. Интеграция осуществляется путем координа­ции и субординации элементов. Типичный пример координа­ции — объединение отдельных элементов знания в целостную картину мира. Пример субординации — формирование систе­мы ценностей, построение иерархии целей, в которой глобаль­ные и перспективные доминируют над частными и сиюминут­ными. На высшем уровне сознательной регуляции личностная интеграция выступает как поиск смысла жизни, который сво­дится прежде всего к выявлению главных ценностей и пост­роению долговременной перспективы. В структуре личности — это центральные и наиболее устойчивые образования. Поэто­му зрелой личностью можно назвать человека, определившего для себя принципиально смысл жизни.

Интеграция редко протекает гладко и безболезненно. Ча­ще всего между отдельными элементами возникают противо­речия, служащие почвой для разного рода внутренних психо­логических конфликтов. В психологии детально анализируют­ся типы таких конфликтов: когнитивный диссонанс, ролевые конфликты, противоречие между уровнем притязаний и реаль­ными достижениями. Критерием личностной зрелости выступа­ет успешное разрешение этих конфликтов, которое, с одной стороны, минимально нарушает сложившейся баланс, а с дру-

Стр. 137

гой — оставляет максимальный простор для дальнейшего раз­вития.

Начав с терминологического анализа, мы выявили различ­ные подходы к изучению зрелой личности. Попытаемся их си­стематизировать. Первый подход — через изучение онтогенеза. Общая тенденция этого развития образует направление созревания. Ранние стадии по отношению к более поздним выступают как незрелые, а более поздние по отношению к предшествующим — как зрелые. Внутри общего процесса мож­но проследить его составляющие: эмоциональное развитие, умственное развитие, моральное развитие, развитие общения, развитие самосознания. Это все компоненты личностного ро­ста. Можно также фиксировать узловые точки развития, в ко­торых происходят наиболее активные внутренние преобразо­вания. Точки эти Э. Эриксон называет нормативными кризи­сами. Он считает, что успешное преодоление возрастных кри­зисов обеспечивает формирование зрелой личности, а бессоз­нательная фиксация на этих проблемах создает почву для личностной патологии.

Второй подход — через психотерапию. Предполагается, что естественный процесс развития личности далеко не всег­да протекает оптимальным образом. Разрешая одни проблемы, человек создает для себя другие. Поскольку подлинные при­чины затруднений чаще всего не осознаются, человеку труд­но самому с ними справиться. Тут на помощь приходит пси­хотерапевт, который помогает вскрыть их действительную при­роду и найти приемлемые решения. В процессе психотерапии происходит анализ собственного поведения и переоценка цен­ностей, что дает право говорить о личностном росте. Обобщая свой большой и разнообразный опыт, К. Роджерс отмечает, что в подавляющем большинстве случаев наблюдаются сдви­ги в сторону меньшей категоричности суждений, терпимости к другим мнениям, принятия себя со всеми недостатками, уверенности в себе. Универсальность этих изменений позволя­ет рассматривать их в качестве индикаторов личностного ро­ста.