Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция: Межвузовский сборник научных трудов, страница 61

Проблема осознания себя во времени тесно связана с про­блемой психологического возраста личности, в которой «прак­тически неисследованным остается вопрос о субъективном от-

Стр. 100

ношении человека к собственному возрасту» (4). В связи с этим анализируется потребность в изменении своего психоло­гического возраста, отмечается, что она возникает в тех слу­чаях, когда человек по каким-либо причинам не удовлетворен своим наличным хронологическим возрастом. В системе воз­растных категорий, исследовавшейся И. С. Коном (6), выде­ляется категория возрастного символизма, имеющая разную специфику в различных культурах. Автор считает, что припи­сывание возрастных свойств всегда содержит элемент бессо­знательной проекции: «Романтическая трактовка детства как воплощения невинности и чистоты — такой же симптом разо­чарования в наличном социальном бытии, как и свойственная той же эпохе романтизма идеализация «благородного средне­вековья» и «естественной жизни дикаря» (6).

Говоря об онтогенезе осознания себя во времени и отноше­ния к своему возрасту, следует отметить, что эти психологи­ческие образования начинают формироваться уже в дошколь­ном возрасте. Детская личность, как установлено в современ­ных исследованиях (11), обладает специфическими особенно­стями. Это незрелая, инфантильная личность, находящаяся в чрезвычайной зависимости от межличностных отношений, в которые она включена. Между тем закладывающиеся в дет­ские годы основы эмоционально-ценностного отношения к се­бе, типичные способы взаимодействия с окружающими, струк­туры самосознания создают особую ценность детской лично­сти Давая общую характеристику детской личности, ряд авто­ров указывают, что ведущей потребностью (тенденцией) в этом возрасте является «стремление действовать как взрос­лый» (8), «потребность в совместной жизни и деятельности со взрослым» (20), «интерес детей к миру взрослых, их стрем­ление действовать как взрослые» (10). Впервые такая потреб­ность обнаруживается в переходный период от раннего к до­школьному возрасту, в период кризиса трех лет. Характерно, что этот период связан с появлением такого новообразования, как «система я», т е. осознанием себя как субъекта дейст­вия (2) и др. В период кризиса трех лет дети требуют, чтобы их считали большими, протестуют, когда кто-либо называет их маленькими.

Е. П. Тимошенко (18), изучавшей психологическое время дошкольников, показано, что для детей 4—6 лет более значи­мым является будущее. Это выражается в том, что большинст­во детей хотят стать взрослыми, но иногда они высказывают желание превратиться в маленького. Все это свидетельствует о том, что в норме дошкольник хочет изменить свой возраст, переместиться в будущее.

Анализируя детские страхи, А. И. Захаров (5), однако, считает, что именно в конце дошкольного возраста дети не хо­тят быть взрослыми, что является симптомом страха смерти,

Стр. 101

возникающего в связи с овладением ребенком «концепцией жизни», пониманием в общих чертах тайны рождения и тай­ны смерти. По данным автора, этот страх возникает у детей, еще не посещающих школу, и чаще обнаруживается у эмоцио­нально чувствительных детей. По данным П. М. Якобсона (21), изучавшего отношение к своему возрасту у младших школь­ников, большинство первоклассников хотят стать взрослее, а более старшие дети довольны своим возрастом. Эти особенно­сти связываются автором с соответствующей жизненной по­зицией среди окружающих 'и с субъективными устремлениями детей, т. е. очевидно, что они зависят от фактора места ребен­ка в системе общественных отношений.

Таким образом, анализ исследований показывает, что про­блема отношения ребенка к своему возрасту исследована фрагментарно: эмпирический материал достаточно противо­речив.

Нами проведено эмпирическое исследование отношения к своему возрасту детей дошкольного и младшего школьного возраста. При рассмотрении данного явления целесообразно использовать понятие социальной установки (7). Так, уста­новка человека на свой возраст может рассматриваться со сто­роны трех составляющих компонентов. Это знания о своем возрасте (когнитивный компонент), отношение к своему воз­расту (оценочный или эмоциональный компонент) и желание изменить его (поведенческий компонент).