Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция: Межвузовский сборник научных трудов, страница 58

нально, употребляя уменьшительно-ласкательные выражения: «была толстенькая, капризная»; «соску роняла»; «тянулась к маме на руки»; «послушная была»; «был кудрявенький»; «ме­ня мама любила»; «был хорошенький»; «щечки были пухлые»; «кричал много и смеялся»; «ножки были кривые».

Рассказывая о себе в будущем, дети указывают конкретную профессиональную деятельность: буду летчиком, строителем, пограничником, офицером, комбайнером.

Специальные вопросы уделялись выяснению того, как в со­знании ребенка отражены представления об их прошлом и бу­дущем в связи с общением и беседами близких. Оказалось, что в большем числе случаев (40%) дети выделяют впечатле­ния о своем прошлом. Действительное общение взрослых чле­нов семьи по поводу того, каким ребенок был в прошлом и ка­ким он станет в будущем, не выявлялось. Данные беседы пока­зывают, что дети 6 лет дают характеристику своих занятий в настоящем, прошлом и будущем (табл. 2).

Таблица 2

Виды деятельности, приписываемые себе детьми шести лет

в прошлом, будущем, настоящем, %

Виды деятельности

Дети, воспитывающиеся

в детском саду

Дети, обучающиеся

в школе

Прошлое

Настоящее

Будущее

Прошлое

Настоящее

Будущее

Продуктивная Учебная

Игровая Профессиональная

«Не знаю»

13,5

-

18,0

-

31,5

94,5

4,5

-

-

-

-

9

-

54,0

22,5

27,0

4,5

13,5

-

31,5

81,5

18,5

-

-

-

-

-

-

63,0

31,5

Стр. 95

Не учтенные в табл. 2 ответы: «Ничего не умел делать в прошлом» (3% дошкольников, 9% школьников). «Все буду уметь в будущем» (13% дошкольников, 9% школьников).

Оказалось, что все дети 6 лет особенно ценят в своем на­стоящем продуктивную деятельность, выделяя умение лепить, рисовать, делать поделки, стирать, убирать.

У шестилеток, обучающихся в школе, несколько повышает­ся значение учебной деятельности в их настоящем (у до­школьников — 4,5%, у школьников — 18,5%).

Игровая деятельность называется шестилетними детьми обеих групп только в прошлом. У детей шестилетнего возра­ста из школы более заметна тенденция относить к своему про­шлому продуктивную деятельность (у дошкольников — 13,5%, у школьников — 27 %).

На профессиональную деятельность в будущем направлено 54% дошкольников и 63% школьников.

В ряде вопросов детям предлагалось с помощью «волшеб­ника» переместиться в свое прошлое, будущее и остаться там навсегда или остаться навсегда в своем настоящем. Результа­ты ответов приведены в табл. 3

Таблица 3

Ориентации детей шести лет в личностном времени, %

Ориентации

Однозначная ориентация на конкретное время

Дети, воспитывающиеся

в детском саду

Дети, обучающиеся

в школе

Прошлое Будущее Настоящее

-

86

18

9,0

49,5

4,5

Примечание. В таблице не учтены ответы «Не знаю» и выбор двух времен.

Данные опроса показали, что ориентация на прошлое (же­лание превратиться в маленького ребенка и остаться таким навсегда) детьми 6 лет в детском саду не высказывается. Сре­ди школьников 6 лет есть дети, которые хотели бы вернуться в свое прошлое. Названные причины: «Маленьким быть хоро­шо», «Маленьким можно играть», «Когда вырастешь, надо умирать».

Желание поскорее стать взрослыми в большей степени вы­ражено у детей из детского сада. Среди причин нежелания оставаться маленькими, а стать сразу взрослыми названы: «Маленьким быть плохо», «Хочу вырасти», «Взрослым быть лучше», «Хочу быть взрослым, чтобы работать», «Маленькие ничего не умеют делать», «Взрослые много знают и умеют»,

Стр. 96

«Хочу быть как мама», «Хочу быть тетей», «Хочу на машине ездить».

Среди детей 6 лет, обучающихся в школе, заметно умень­шается число желающих сразу превратиться во взрослого. На­званные причины: «Не поверят, что сразу вырос», «Надо само­му расти», «Хочу учиться».

Анализ продуктов изобразительной деятельности проводил­ся по трем параметрам: половая идентификация, изменения в величине, наличие деятельности. Результаты представлены в табл. 4.