Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция: Межвузовский сборник научных трудов, страница 94

Декомпенсированная форма синдрома социальной дезадап­тации отличается от описанной тем, что наряду с объектив­ными признаками социальной дезадаптации в ходе патопсихо­логического обследования наблюдаются и выявляются субъек-

Стр. 153

тивные показатели недовольства и страдания в связи с необхо­димостью посещения детского сада.

Ребенок не хочет ходить в детский сад. Это нежелание мо­жет проявляться как в прямой форме, т. е. прямо говорится, что не хочется идти. Нередко дети просят родителей не водить их в детский сад. Чем меньше возраст ребенка, тем в более косвенной форме проявляется это нежелание. Так, помимо пла­ча в момент расставания с родителями существуют и более яркие реакции протеста — например, истерическая рвота, воз­никающая при угрозе посещения детского сада.

Выявляются отдельные невротические реакции, появившие­ся с начала посещения детского сада или эти симптомы ярче всего проявляются в детском саду.

Признаки компенсированной формы синдрома социальной дезадаптации (в школе) следующие:

1. Наблюдается общее или частное отставание в учебе. Имеется в виду, что ребенок плохо учится либо по всем основ­ным предметам, либо отстает только по одному предмету. В то же время у ребенка нет ни психического недоразвития, ни за­держки психического развития. Состояние его познавательной сферы позволяет ребенку учиться хорошо.

2. Часты конфликты с учителями. Учителя жалуются на то, что ученик не работает в классе, отвлекает других учени­ков, паясничает, дерзит, грубит и т. п.

3. У ребенка нарушено общение (повышенная конфликтность, замкнутость или отгороженность) с одноклассниками при хорошем отношении с детьми во дворе или в лагере.

4. Ребенок конфликтует с родителями по поводу школьных дел. По остальным вопросам между ребенком и родителями существует взаимопонимание и хороший контакт. Это бывает в том случае, если родители отводят определенное ограничен­ное место школьным делам в жизни ребенка и не дублируют школу домом. В противном случае возникает «краевой», вто­ричный синдром семейной дезадаптации.

Пример компенсированной формы синдрома школьной дезадаптации. К психологу обратилась мама по поводу поведения сына Вовы 8 лет в школе. На Вову жалуются учителя в свя­зи с тем, что он не выполняет классную работу, на уроках вер­тится, отвлекает класс от работы. Весь дневник пестрит заме­чаниями: «Не работал в классе», «Паясничал», «Мешал зани­маться всему классу». Учительница часто вызывала в школу Бовину маму и жаловалась на его поведение. Вова учится на 2 и 4. (Двойки получает за классные работы, а четверки — за домашние.) Дома уроки делает очень долго, так как мама требует, чтобы он дома делал не только домашнюю работу, но и классную. В классе, по словам учительницы, ведет себя аг­рессивно, в дневнике замечания: «Ударил девочку ногой», «Подрался после урока физкультуры» и т. п. При этом Вова

Стр. 154

ходит в секцию самбо и с мальчиками из этой секции дружит, тренер на него не жалуется. Вова прошлым летом две смены был в лагере, и там им были довольны. В школу ходит охот­но, дома делает уроки в двойном объеме беспрекословно.

На первый план в ходе психологического обследования вы­ступили: адекватное поведение во время патопсихологического эксперимента, нормальный, без особенностей уровень развития ВПФ, устойчивая самооценка, устойчивый, адекватный уро­вень притязаний, черты импульсивности и агрессивности при исследовании личности

В ходе клинической беседы Вова рассказал, что ему не нравятся ребята в классе — «все ябеды». К учительнице пре­тензий не высказывал, на вопрос о ее характере сказал: «Стро­гая, кричит часто». На вопрос о том, почему он не работает в классе, сказал: «Скучно и лень». «Тогда почему же ты дома добросовестно работаешь?» — «Чтобы маму не огорчать».

Таким образом, налицо признаки, в соответствии с которы­ми ставится психологический диагноз «Синдром школьной дезадаптации (компенсированная форма)».