Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция: Межвузовский сборник научных трудов, страница 91

1. Ребенок указывает на частые конфликты с родителями или другими членами семьи. Во время психологического об­следования ребенка, которое, как отмечалось выше, предваря­ет всякий психологический диагноз, после того как была ис­ключена вероятность психического заболевания ребенка, с ним проводится клиническая беседа, в ходе которой ребенка рас­спрашивают о его взаимоотношениях с родителями. Здесь важ­но услышать и субъективное мнение ребенка о своих отноше­ниях с родителями и его описание, чисто событийное, того, как обычно происходит это взаимодействие. Если ребенок ма­ленький и дать вербальную рефлексию не может, то ту же информацию можно получить в ходе ролевой игры, например в «дочки-матери».

2. В общении с родителями (прародителями, братьями, се­страми) ребенок проявляет негативизм и непослушание. Эти признаки выявляются в ходе 'наблюдения за реальным взаи­модействием ребенка с родителями. Взаимодействие может быть организовано как любая дидактическая игра, например «Архитектор и строитель» (особенно, если ребенок дошколь­ник) пли как беседа ребенка с родителями под наблюдением психолога-консультанта.

3. В общении с родителями или другими членами семьи ребенок проявляет непочтительность, дерзость и грубость. Ин­формацию о таких поведенческих проявлениях ребенка также получают при непосредственном наблюдении за реальным об­щением родителей с ребенком.

В случае, если наблюдаются признаки 1—3, то в ходе дальнейшей клинической беседы с ребенком необходимо вы­явить зоны компенсации, т. е. содержание той референтной группы, которая помогает ребенку не чувствовать страдания в связи с нарушенным общением в семье.

Приведем пример семейной дезадаптации (компенсирован­ная форма). К автору обратилась мама по поводу поведения сына 11 лет. Она жаловалась на непослушание, упрямство, «хамство» сына Сережи. Рассказала, что он старается как можно меньше бывать дома, поздно приходит с прогулки, так, чтобы поужинать и сразу лечь спать. По ее словам, в послед­нее время Сережа связался с компанией более старших ребят, которые курят, пьют, играют в подъезде на гитаре, поют песни. Более того, часть ребят из этой компании находится под след­ствием в связи с ограблением табачного ларька. Сережа в этом

Стр. 149

деле не участвовал, хотя и знал про него. Мама пыталась за­претить Сереже дружить с этой компанией, но безуспешно. Тогда родители пытались не пускать сына на улицу, встреча­ли его после школы. В связи с этим поведение мальчика в семье стало еще хуже.

Было проведено психологическое обследование Сережи, но признаков психического заболевания, а также ярких характе­рологических особенностей выявлено не было.

Во время обследования мальчик держался спокойно, раско­ванно, в контакт вступал легко. Выражен мотив экспертизы, подсказку принимал легко. Непосредственная память — нор­ма, хорошая динамика заучивания. Опосредованно доступно, опосредованная память — норма. Мышление конкретное, на­глядно-действенное, со средним уровнем обобщений. Процес­сы переключения и концентрации внимания — без особенно­стей.

При исследовании личности на первый план выступили: устойчивая адекватная самооценка, средний, адекватный, устойчивый уровень притязаний. Отмечался некоторый инфан­тилизм в сфере интересов, недоразвитие морально-нравствен­ной сферы.

Итак, в ходе психологического обследования были установ­лены: адекватное поведение во время патопсихологического эксперимента, развитие ВПФ без особенностей, отсутствие яр­ких и значимых личностных конфликтов.

Во время организованного наблюдения за общением с ро­дителями (беседа «Как мы проводим выходной день») стало видно отсутствие контакта между Сережей и родителями: не было контакта глаз, мальчик сидел, отвернувшись от матери и отца в позе подавленной агрессивности. В беседе занимал пассивно-оборонительную позицию. В ответ на все предложе­ния матери и отца отвечал грубым отказом.