Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция: Межвузовский сборник научных трудов, страница 101

Л. С. Выготский подчеркивает, что формирование высших психических функций определяется социальными условиями, условиями социального общения, социальными отношениями. Общество выступает как основной определяющий фактор в по­ведении людей. Все высшие психические функции есть интериоризированные отношения социального порядка, основа со­циальной структуры личности. И это относится не только к процессу исторического развития поведения, но и к нравствен­ному развитию психики. Л. С. Выготский устанавливает сле­дующую последовательность: сначала другие люди действуют по отношению к ребенку, затем он сам вступает во взаимо­действие с окружающими и, наконец, он начинает действовать на других и только в конце начинает действовать на себя.

А. Н. Леонтьев исходит из марксистских положений о со­циальном происхождении личности. Он пытается проникнуть в ядро личности: что есть личность. Он показывает, что лич­ность и индивид как носитель личности — это не одно и то же. Личность, по Леонтьеву, — это системное качество инди­вида, обладающее сверхчувственностью, индивид представлен во плоти и крови, он обладает чувственностью. Личность — это некое духовное образование, индивидуализирующее чело­века, личность — носитель мировоззрения. Личностные смыс­лы, мотивы, иерархия мотивов, по А. Н. Леонтьеву, есть идео­логия. Системное качество индивида — это его отношение, его позиция. Леонтьев отделяет индивида от личности, первым вводит понятие «фактор места», определяя внешний и вну­тренние факторы, от которых зависит индивидуальное разви­тие личности.

Значительный интерес представляют работы В. С. Мухиной. Анализируя вопросы, связанные с ценностными ориентация-ми, включающими и ориентации на нравственную норматив­ность, она отмечает, что интериоризация общественно значи­мых ценностей проходит через усвоение социальных нормати­вов как в вербальном, так и в поведенческом плане. Ценност­ные ориентации обнаруживают себя в определенной направ­ленности сознания и поведения, проявляющихся в обществен­но значимых делах и поступках.

Развитие ценностных ориентации личности связано с об­щими закономерностями социального развития. Социальное развитие идет по двум, детерминирующим друг друга, направ­лениям: развитие ценностных ориентации с нормативами взаи­моотношений людей друг с другом; развитие ценностных ори-

Стр. 165

ентаций, связанных с нормативами взаимодействия субъекта с предметами в мире постоянных вещей. Этот процесс в онто­генезе осуществляется через посредника (взрослого) и через соучастника усвоения нормативов (ровесника). Отношения со старшими возникают у ребенка практически сразу, несколько позднее устанавливаются отношения ребенка с ровесником. С развитием субъекта обе формы поведения сливаются в еди­ную, которая и закрепляется как зависимость от объекта не­посредственного общения. Через взаимодействие с другими ребенок усваивает систему ценностей, существующую в куль­туре и обретает личностно значимые ориентации на нормативы социальной культуры, у ребенка формируется определенная структура сознания; в ее основу ложится выделение себя как носителя определенного имени (или собственное местоиме­ние «Я»), и определенного физического облика. Психологиче­ский «Я — образ» формируется через эмоционально-положи­тельное (или эмоционально-отрицательное) отношение к лю­дям и через изъявление своей воли («Я хочу», «Я сам»), ко­торая выступает как конкретная потребность ребенка. В ран­нем и дошкольном возрасте начинает также 'проявляться при­тязание на признание, имеющее как позитивное направление развития, так и негативное.

В это же время у ребенка начинает формироваться чувство половой принадлежности, что также определяет особенности развития личности. Определяющее значение имеет также жизнь человека во времени. Для человека -прошлое, настоящее, будущее — это не просто течение времени, но осознание себя в жизни (в прошлом, настоящем, будущем), выбор жизненной позиции, выбор смысла жизни, построение своих, индивидуаль­ных, ценностных ориентации. Принципиальное значение име­ет формирование чувства долга — основы социальной актив­ности личности, ее мировоззрения.