Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция: Межвузовский сборник научных трудов, страница 115

В цветовом тесте отношений реакции человека на цветовые стимулы отражают его целостное аффективное состояние. Сле­довательно, в позитивной оценке «Мужчин» мальчики осу­ществляют перенос на весь пол своей проекции идеала муж­чины (отца), в то время как актуальный жизненный опыт вы­зывает у них неадекватные их представлениям аффективные реакции.

Каким образом это сказывается на формировании полоролевой ориентации подростков? Как формируется и какую роль играет в этом процессе образ идеального Я, каково его содер­жание? Какова взаимосвязь в данном случае интериоризационных и экстрариоризационных механизмов половой идентифи­кации? Здесь следует учесть, что для успешной реализации экстририоризационных механизмов идентификации необходим широкий спектр социальных контактов личности, возможность выбора объекта идентификации. Социальная среда учрежде­ний интернатного типа в данном случае ограничена.

Стр. 187

Поиск ответов на поставленные вопросы продолжался в исследовании методами экспериментальной психосемантики (личностный дифференциал) представлений о фемининности-маскулинности как способов полоролевой ориентации у воспи­танников детского дома и подростков, воспитывающихся в семье, а также наблюдениями за проявлением этих представ­лений в повседневном поведении в зависимости от характера педагогической организации жизнедеятельности подростково­го коллектива.

Для личностного дифференциала в .качестве шкал был ис­пользован стимульный материал методики Р. Т. Фульги для определения соотношения у испытуемого фемининности-маскулинности. В качестве объектов были взяты понятия «Мальчи­ки», «Девочки», «Я сам», «Мой идеал».

Результаты кластерного анализа ('по программе А. А. Гри­горьева) сводных тестовых матриц по группам испытуемых представлены в дендрограммах.

Существенные различия выявлены в группах девочек. Ус­тойчивый кластер для всех четырех групп «добрый, хороший, счастливый» у девочек из семьи вошел в общий кластер фемининности: добрый, хороший, счастливый, опрятный, ласко­вый, любезный. В группе девочек детского дома тот же кла­стер объединяется с маскулинными качествами: смелый, креп­кий, добрый, хороший, решительный, ловкий, проворный, оп­рятный, счастливый, веселый.

У мальчиков в обеих группах кластер «счастливый, хоро­ший, добрый» объединен с фемининными качествами.

Полученные результаты также показывают более актив­ный, энергетически насыщенный характер притязаний на при­знание у девочек из детского дома.

Факторный анализ сводных матриц показал, что девочки из семей более значимо разводят маскулинность и феминин­ность на противоположные полюса. У девочек из детского до­ма маскулинность и фемининность значимо разводятся толь­ко во втором факторе.

В группе мальчиков структуры семантических пространств подтвердили результаты кластерного анализа, кроме того, вы­явлено, что у мальчиков из детского дома более актуализи­рована маскулинность (первый фактор), у мальчиков из семей — фемининность. Однако маскулинность у последних расположена на положительном полюсе, у мальчиков из дет­ского дома на положительном полюсе — фемининность.

Парадокс данных результатов заключается в том, что в целом маскулинное поведение мальчиков детского дома (аг­рессивность, грубость отчужденность)  неадекватна катего­риальной структуре в их сознании, ориентированной на фемининные качества, как более положительные. У девочек из детского дома маскулинность, оказавшаяся на отрицательном

Стр. 188

полюсе, включает в себя в тоже время кластер «хороший, доб­рый, счастливый».

Сложность социальной ситуации развития личности воспи­танника учреждения интернатного типа в данном случае мо­жет быть раскрыта введенным А. Н. Леонтьевым понятием «дезинтегрированного сознания», которое определяется как расхождение индивидуального мотива и ценностей общества.